Первое потрясение культурно-историческое достояние нашего города испытало при новой власти в 2005 году. Губернатор и его команда не успели проветрить кабинеты после Шаманова, Пиорунского и прочих господ, коих местное население называло «пришельцами», а на площади Ленина уже возводился забор, за который стягивалась тяжёлая строительная техника.

Поминальный список

На главной коммунистической площади планеты затевался православный храм – малая копия того самого Троицкого собора, про маковки которого волжские бурлаки в старину говорили: «Семь дён идём, а всё Синбирск видён». Сваебойная машина успела хряпнуть в котловане раз или два, но и этого было достаточно, чтобы поднять активную часть интеллигенции на протестные действия против первого «амбициозного проекта» перестройки исторической части города. В ходе строительства пострадали архитектурные памятники: здание классической гимназии, Дворянского собрания и Дома-памятника Гончарову. Оползневые процессы могли унести в Волгу весь Венец вместе со зданием областной администрации.

Тогда хватило здравого смысла остановить стройку, но любовь к огораживанию заповедных уголков строительными заборами осталась и со временем развилась до состояния «заборной лихорадки». Среди обречённых – дома по улице Гончарова 29, Радищева, 6, Мира №№3,5,7,9, старинный симбирский особняк – построенный в 1897 году дом мещанина Федора Алексеевича Каганина на улице Бебеля, ЗАО “Холдинговая компания “АМС-ГРУПП”, МОО “Федерация тенниса г. Ульяновска”, замахнулись на Винновскую рощу, чтобы разместить здесь комплекс своих сооружений. Не исчезла угроза заповеднику «Сенгилеевские горы» быть расфасованными в цементные мешки. Список приговорённых к ликвидации объектов у краеведов и экологов куда шире приведённого здесь.

Родства не помнящие

Самым красноречивым примером отношение нашей власти к культурному богатству области является гибель «Гончаровской беседки». Над её останками вытирали скорбную слезу мэр и губернатор, прокурор и директор департамента культуры и архивного дела. Одни клялись сурово наказать виновных, коих, как вскоре выяснилось, представлял работяга, не обременённый особой ответственностью.

За памятники отвечает Комитет Ульяновской области по культурному наследию, которым руководит Шарпудин Хаутиев. Этот орган даже в официальной прессе упоминается, в основном, только в связи с событиями негативного свойства. В комитете Хаутиева не принято принимать коллегиальные решения. Недавно генеральный директор ООО СК «Стройиндустрия» – руководитель будущей стройки в исторической зоне – получил от Комитета согласование на строительство 6-ти этажного дома с мансардой.

Общественный резонанс вызвал и другой факт пренебрежительного отношения к культурно-историческому наследию со стороны власти. Мало кто знает, что в нашем городе проживала семья физика с мировым именем Курчатова. Сохранился дом по адресу 2-й переулок Мира,4. Сейчас прямо у его фундамента вырыт котлован, забиваются сваи будущего 12 этажного здания. Снесены все хозяйственные строения. Вдоль стен курчатовского дома образовались трещины, угрожающие его целостности.

По этому поводу в Комитет Ульяновской области по культурному наследию сотрудниками заповедника «Родина В.И. Ленина» был сделан запрос: согласовывался ли с Комитетом снос исторических зданий, производилась ли фотофиксация и исторические исследования строений, проводились ли археологические изыскания на месте расположения снесённых строений, поскольку здесь были обнаружены объекты археологического наследия «Стоянка Булгар XI –XIII вв»? В ответе, подписанном исполняющей обязанности председателя Комитета Л.В. Ерёминой, сообщается, что собственнику здания направлено предписание о необходимости в течение 30 дней оформить охранное обязательство. Про исследования – ни слова.

«Пришельцы» в сапогах

Вот как объясняет столь, мягко говоря, небрежное отношение к памятникам и культуре Симбирска-Ульяновска директор ФГУК «Государственный историко-мемориальный заповедник «Родина В.И. Ленина Александр Зубов:

– Я считаю, что хозяином области является группа СОК – самарский объединённый капитал. Я ничего не имею против Хаутиева и Ерёминой. Но почему, когда встал вопрос о создании Комитета Ульяновской области по культурному наследию не пригласили в него специалистов, которые хорошо знают город и область, историю края? Вместо этого привозят из Самары двух отставных прокуроров. Появление Татьяны Ившиной на должности директора департамента культуры и архивного дела я как-то объяснить себе могу: человек имеет библиотечное образование, проявил себя в проекте «Культурная столица Поволжья», за это её пригласили к нам с Урала. А бывшие прокуроры какое отношение имеют к охране памятников и истории культуры? Я считаю: у них задача одна – выполнять задания своих хозяев. Сапогом по нашей культуре, которую мы с таким трудом сохранили, никаким «пришельцам» ступать нельзя. Чужие люди – Ившина, Хаутиев, Ерёмина, главный архитектор Тарасова,- не будут они болеть за город, потому что они здесь никогда не будут жить.

Если мы будем молчать, сидеть, сложа руки – лишимся остатков истинного богатства, которым является наша культура.

Владимир Филимонов