Барьеры, барьеры – тридцать пять тысяч одних административных барьеров. Так, перефразируя строки гоголевского «Ревизора», можно сказать о широко распространенном виде препятствий, тормозящих развитие малого и среднего бизнеса в России. В условиях финансово-экономического кризиса несгибаемые административные барьеры могут окончательно добить бизнес. Как избежать такого плачевного результата, что противопоставить негативному процессу – об этом шла речь на «правительственном часе» в областном Законодательном Собрании на тему «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».

Выступивший на «правительственном часе» с докладом заместитель губернатора Ульяновской области Дмитрий Рябов назвал административные барьеры одной из самых острых проблем, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства. Они, к тому же, заставляют предпринимателей уводить свой бизнес в «тень», чтобы снизить затраты и «бюрократические риски».

Рябов определил административные барьеры, прежде всего, как препятствия, возникающие на всех этапах предпринимательской деятельности, создаваемые отдельными должностными лицами органов государственной и муниципальной власти. Впрочем, сюда же можно добавить помехи, вызываемые несовершенством законов, касающихся малого бизнеса, и просто бюрократическую волокиту. Всего этого хватает и при разрешительных, и при контрольнонадзорных процедурах.

На «правительственном часе» было отмечено, что малый бизнес серьезно страдает от многочисленных ведомственных проверок, которые нередко дублируют друг друга.

Как подчеркнул первый заместитель председателя ЗС, руководитель фракции «Единая Россия» Александр Майер, сейчас идут повальные проверки малых и средних предприятий. Чтобы скоординировать действия подразделений федеральных структур, не подвергать двойномутройному прессингу малый бизнес, Александр Майер предложил обратиться за содействием к главному федеральному инспектору по Ульяновской области.

Требований к малому бизнесу сегодня хватает, и проверяющие всегда найдут, за что зацепиться. Взять, например, обязательное применение контрольно-кассовых машин (ККМ). В магазинах труднодоступных сел этого не требуется, но как быть с магазинами малочисленных сел, расположенных не в глубинке?

Без ККМ там торговать не положено, а товарооборот невелик, ККМ же стремительно дорожают – так торговля вовсе может исчезнуть в небольших селах.

В ходе «правительственного часа» было отмечено, что в Ульяновской области ведется определенная работа по устранению избыточных административных ограничений для предпринимательства и поддержке малого бизнеса. В этом году, по словам Дмитрия Рябова, в нашем регионе в помощь малому и среднему бизнесу будет выделено из всех бюджетных источников около 200 млн рублей. В марте Ульяновская область в конкурсе Министерства экономического развития РФ на предоставление субсидий для финансирования господдержки малого предпринимательства получила подтверждение лимитов на 54,4 млн рублей. Мы готовы претендовать и на дополнительную помощь по этому направлению: Москва намерена перераспределить неосвоенные деньги между регионами, имеющими реальные планы мероприятий по господдержке бизнеса.

За последние полгода в России принят ряд федеральных и областных законов, направленных на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности. В частности, в некоторых случаях уменьшена ставка налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. После принятия в середине прошлого года Федерального закона №159 о так называемой льготной приватизации предприятиями малого и среднего бизнеса арендуемого государственного или муниципального имущества (до 1 июля 2010 года преимущество на приобретение такой недвижимости имеют арендаторы, пользующиеся ею непрерывно три года и более) появился закон Ульяновской области, устанавливающий предельные площади (5000 кв.м) и срок рассрочки оплаты (5 лет).

Однако в процессе реализации Закона №159-ФЗ тоже возникают шероховатости. Основанием для отказа в праве преимущественного выкупа является, например, просрочка арендной платы. Но что это означает?

– Если субъект просрочил внесение платы хотя бы на один день, то его можно признать недобросовестным арендатором и лишить преимущественного права на приобретение недвижимости, – говорит председатель бюджетного комитета ЗС Алсу Балакишиева. – Таким образом, действие федерального закона будет распространяться на ограниченное число лиц, что, очевидно, не соответствует целям, преследуемым при принятии документа. В Ульяновской области, например, из 16 муниципальных образований мы получили ответ, что заявлений о выкупе арендуемых помещений по Закону №159-ФЗ там пока не поступало. В Мелекесском районе на рассмотрении одна заявка, в Димитровграде – три. В Ульяновске в 93 случаях предпринимателям отказано, 161 заявка находится на рассмотрении.

Нами подготовлена законодательная инициатива, согласно которой действие 159-го закона не будет распространяться только на тех субъектов малого и среднего бизнеса, с которых арендная плата за пользование государственной или муниципальной недвижимостью взыскивалась в судебном порядке.

Подводя итоги «правительственного часа», Алсу Балакишиева предложила включить в решение следующие пункты: – рекомендовать устранить административные барьеры, связанные с неправомерными действиями, волокитой со стороны органов государственной власти, местного самоуправления, контрольно-надзорных органов, и упростить процедуру регистрации; – облегчить процедуру прохождения документов на отвод земельных участков, получения различного рода согласований и разрешений; – обеспечить разработку и реализацию программ поддержки начинающих предпринимателей (гранты на создание собственного бизнеса); – реализовать дополнительные меры по стимулированию и развитию малого предпринимательства в муниципальных районах Ульяновской области; – расширить возможности получения кредитов субъектами малого предпринимательства в муниципальных образованиях Ульяновской области.

Депутаты и члены областного правительства также сошлись в том, что необходимо вернуться к обоснованности требований по применению контрольно-кассовых машин на предприятиях малого бизнеса, уделить дополнительное внимание информационной поддержке предпринимательства (подготовка разъяснений, консультаций, оказание «скорой юридической помощи» и т.д.), усилить взаимодействие региональных и муниципальных властей, общественных организаций и объединений предпринимателей по стопроцентной реализации программ содействия малому и среднему бизнесу.

И еще один важный момент был затронут на «правительственном часе»: как все запланированные меры в итоге влияют на развитие малого и среднего бизнеса? Растет или нет в результате количество фирм, ИП и ЧП, которым отводится важная роль в современной российской экономике, которые должны создавать новые рабочие места? Анализ подобных индикативных показателей и соответствующие выводы должны стать неотъемлемой частью мер по поддержке предпринимательства.

Сергей ГОНЧАРОВ. Подготовлено при участии пресс-службы ЗСО