Это случилось 23 марта в районном посёлке Новоспасское. В предсмертной записке покойный написал: “Во всём виноват кризис!”. А устройство, лишившее его жизни, самоубийца смастерил собственными руками.
НЕ НУЖНЫЙ РОССИИ ХУДОЖНИК ПОКОНЧИЛ С СОБОЙ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ СТУЛЕ
Понять и принять гениального и талантливого человека порой бывает крайне сложно. Думаю, с этим согласятся многие. Истории известен далеко не один безумный поступок талантливых людей. Достаточно вспомнить Ван Гога, который отрезал себе ухо. Или Григория Перельмана, который отказался от огромной премии… Совсем недавно этот список безумств пополнился… В Новоспасском районе известный художник свел счёты с жизнью, соорудив для себя… электрический стул!
ТАШКЕНТ
Николай Иванович Хомов родился в Ташкенте в 1939 году. Почти всю жизнь он прожип в этом городе и всю жизнь занимался только одним – искусством. Писал картины, ваял небольшие скульптуры и добился в своём деле огромных успехов. Было уважение и признание публики, был и постоянный доход – в среднем, по 5-6 тысяч долларов за картину! Семьёй за все эти годы гений так и не обзавёлся, может, именно поэтому и начал заниматься коллекционированием антиквариата. Собранная коллекция (которая, по некоторым оценкам, стоит миллионы) была для Николая Ивановича практически всем – и детищем, и любимой женщиной.
И всё бы хорошо, да вот только после развала СССР Николай Иванович стал подумывать о том, чтобы вернуться в Россию. И с годами желание вернуться становилось всё крепче. В конце концов, естественное стремление в конце жизни быть поближе к родственникам, которых осталось всего двое – старшая сестра и её сын, победило. Николай Иванович решился на переезд.
НА РОДИНЕ
Четыре месяца назад, в ноябре 2008 года, Хомов, продав свою квартиру и упаковав все вещи, в том числе свою коллекцию, отправился в Россию, в районный посёлок Новоспасское Ульяновской области. Однако переезд оказался непростой штукой – уже на границе начались проблемы. Контейнер с антиквариатом отказались пропустить в Россию. Оно и понятно, ни одно государство просто так не позволит вывезти со своей территории исторические ценности. На оформление всех документов было нужно время, контейнер пришлось оставить в Узбекистане. Приехав в Новоспасское к родной сестре, Николай Иванович тут же купил дом и начал оформлять вид на жительство, параллельно занимаясь оформлением всех остальных бумаг. Правда, российская бюрократия изводила пожилого человека. Замкнутый круг вечных очередей во всевозможные конторы и департаменты угнетали творческую личность. Но больнее всего сердце художника ранила задержка со ввозом в Россию его коллекции… Одно разочарование накладывалось на другое. Поверить и признать, что ты, 70-летний человек, успешный и признанный в Узбекистане художник, явно никому не нужен в родной стране, было сложно. Однако череда неприятных событий убеждала в этом…
И терпение пожилого человека лопнуло. 12 марта Николай Иванович решился на крайний шаг…
УБИТ КРИЗИСОМ
Художник решил уйти из жизни. Как следует из материалов проверки, Хомов тщательно подготовился к своему последнему шагу. Помылся, побрился, надел свой новый белый фрак, бабочку, новые ботинки и приготовил верёвку. Однако повеситься художник так и не решился…
По непонятной причине Николай Иванович выбрал более страшную и болезненную смерть. Смерть на электрическом стуле.
Этот стул он соорудил сам, подсоединив к обычному деревянному креслу удлинитель и переноску с оголёнными проводами. Опустившись на свой смертельный трон, художник привязал себя к креслу, оставив под-рукой розетку и вилку. И всё же, прежде чем замкнуть провода, он набрал номер своего юриста, который помогал ему с оформлением всех бумаг. Однако разговор не обрадовал старика, а наоборот, окончательно убедил в том, что пробиться сквозь бюрократию в его случае крайне сложно, а значит, и жить ни к чему…
В следующее мгновение не нужный России художник привёл свою адскую машину в действие…
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Тело обнаружил племянник, спустя 10 дней после смерти. Художник так и сидел в кресле – в белом костюме, с поникшей головой, держа в руке сотовый телефон…
На столе лежало длинное письмо, адресованное живым, в котором красивым почерком Николай Иванович Хомов писал о причинах, толкнувших его на самоубийство. Основными из них он назвал кризис и то, что ему просто не дали сделать то, чего он так хотел – жить в России, не быть одиноким, иметь возможность творить и учить искусству молодых… Племянник Николая Ивановича говорит, что его дядя мечтал открыть в нашей области художественную школу…
Фамилия художника изменена.
Благодарим за помощь в подготовке материала Новоспасский межрайонный следственный отдел при прокуратуре.