В прошлую субботу, 28 марта, Губернатор Сергей Иванович Морозов вернулся в Ульяновск после почти двухнедельного отсутствия. В свой первый рабочий день он нашёл время для встречи с журналистами «Молодёжной газеты», чтобы ответить на вопросы, которые тревожат всех жителей региона: о мерах по выходу из кризиса, о проблемах оптимизации и о том, что ждёт область в ближайшем будущем.

– Сергей Иванович, сейчас вся страна переживает сложное время. Насколько Ульяновская область оказалась готова к кризису?

– Вряд ли кто-то может сказать, что был готов к кризису, ждал его, имел чёткую антикризисную программу. Скажу прямо: опасения, что ситуация развернётся именно подобным образом, у нас, конечно, были, и эта тема обсуждалась. Нынешний кризис носит уникальный характер. До сих пор никто не знает, как будут развиваться события дальше. Но я убеждён, что тот задел развития, который мы сумели заложить в экономике и социальной сфере региона за последние годы, поможет нам выйти из сложившейся ситуации с наименьшими потерями.

– Какие предпосылки к улучшению ситуации Вы видите? Что в кризисных условиях делает областная власть?

– Правительство РФ озвучило свою антикризисную программу. Это тщательно проработанный и содержательный документ, в котором изложено видение ключевых проблем, от решения которых зависит выход из кризиса. Область на своём уровне также решает ряд ключевых задач: необходимо обеспечить спрос на продукцию предприятий в промышленности, удержать ситуацию на рынке труда, снизить темпы роста не только официальной, но и скрытой безработицы, помочь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, обеспечив им необходимый комплекс мер социальной поддержки, обеспечить эффективное расходование бюджетных средств, усилить работу по привлечению инвестиций, созданию новых производств на территории региона. Эти задачи уже решаются. Сегодня государство -главный инвестор. И мы добиваемся выделения федеральных средств в условиях жёсткой конкуренции с другими регионами. Кроме того, немалая работа ведётся с федеральным правительством, руководством крупных корпораций для того, чтобы добиться дополнительных заказов для предприятий региона. Поэтому сегодня многие члены правительства, и я в том числе, проводят десятки встреч в министерствах, администрации Президента и отдельных федеральных ведомствах. Что в результате? 16 ульяновских предприятий, в числе которых УАЗ, Ульяновский моторный завод, ДААЗ, «Контактор», Ульяновский патронный завод, КПД-2, Димитровградхиммаш, Ульяновский механический завод №2, ОАО «Гидроаппарат», ОАО «Ковротекс», ООО «Номатекс» получат господдержку. Кроме того, крупнейшим промышленным предприятиям региона на областном уровне предоставляются налоговые льготы. Заработали УАЗ и Моторный завод. Еще 69 организаций включены в список региональных системообразующих.

Что ещё? В полном объёме выделены средства на завершение строительства первой очереди моста через Волгу, продолжается реализация ряда крупнейших проектов федерального уровня: создание центров крови, центра ядерной медицины, центра микрохирургии глаза – это сотни миллионов рублей, выделенных области федеральным центром. Достигнута договорённость на сохранение и увеличение квот для региона на оказание высокотехнологичной медицинской помощи. На реализацию программы по снижению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в Ульяновской области из федерального бюджета выделено более 250 миллионов рублей. 200 миллионов – на решение проблем безработицы. Почти 2 миллиарда поступит в регион для переселения людей из ветхого и аварийного жилья и проведения капитального ремонта. И этот список можно продолжать…

– Ваши прогнозы на ближайшее время в плане борьбы с безработицей?

– Ситуация действительно очень серьёзная. Сегодня у нас около 17 тысяч человек – официально безработные. В следующем месяце мы прогнозируем рост этой цифры до 19-20 тысяч. Однако мы рассчитываем, что уже со второго полугодия экономика Ульяновска оживится. Часть крупных предприятий, находящихся в простое, возобновят работу, будет введён ряд новых производств, таких, например, как завод «Сабмиллер», заработают программы поддержки малого бизнеса, начнётся набор работников на сезонные сельскохозяйственные работы. Планируем, что ситуация стабилизируется.

– А как обстоят дела с инвестиционными проектами?

– По состоянию на конец февраля, областной реестр инвестиционных проектов включает в себя 71 инвестиционный проект, из них 22 реализованы, по 33-м ведётся активная работа, ещё 16 предполагаются к реализации, В общей сложности, благодаря реализации всех этих проектов, мы создадим в области более девяти тысяч новых рабочих мест, из них более полутора тысяч – уже в этом году. Кстати, по инициативе инвесторов, остановлена на неопределённый срок реализация всего шести проектов.

Хочу отметить, что даже в это сложное время появляются новые проекты, а значит, Ульяновская область остаётся привлекательной для потенциальных инвесторов. Не буду раньше времени открывать все карты, но речь идёт о пяти серьёзнейших соглашениях. Из того, что можно озвучить – это строительство крупного российско-китайского завода по производству грузовиков на площадях УЗТС.

– Сегодня экономия бюджетных средств достигается за счёт снижения расходов на содержание чиновников. А на чём Вы никогда не будете экономить?

– На всём, что связано с жизнеобеспечением людей. Наш бюджет остаётся социально ориентированным.

– Если говорить про «социалку», то самый острый вопрос -оптимизация сельских больниц и малокомплектных школ…

– Начнём с того, что мы не ставим перед собой цель закрыть как можно больше таких учреждений. Главная цель – повысить качество самой услуги. Оптимизация – необходимая, хотя и болезненная мера. Неужели в школе, где учитель ведёт и математику, и английский, и химию одновременно, ученики получают хорошее образование? Конечно, нет. Оптимизация в сфере здравоохранения предполагает реформирование существующей сети больниц и медпунктов, а также развитие службы врачей общей практики. Сегодня в области функционируют 24 таких офиса, которые обслуживают более 47 тысяч человек. Отмечу, что в этих районах снижается и заболеваемость, и уровень госпитализации в стационары, и вызовы «скорой помощи».

Отмечу, что там, где местные власти очень ответственно и продуманно отнеслись к вопросам оптимизации, особых проблем не возникает. Такие случаи есть, но их меньшинство. К сожалению, зачастую органы местного самоуправления к оптимизации подходят крайне непродуманно: не изучая обстановку на месте, закрывая школы и больницы ещё до того, как появилась альтернатива, и, наконец, не всегда думают о том, а удобно ли это человеку? Если где-то дороги в ужасном состоянии, а по ним детей по 10-15 км собираются перевозить -это недопустимо. Оптимизация школ среди учебного года – это вообще безобразие, о котором не может быть и речи, но такие факты имеют место! Я намерен жёстко с этим бороться, и благодарен Вашей газете за активную позицию в этом вопросе и помощь, которую Вы нам оказываете. . Должен признать, что и региональное правительство подошло к реализации этой очень важной задачи недостаточно ответственно. Поэтому я дал поручение такую бездумную оптимизацию приостановить.

– Часть социальных учреждении закрывают по другой причине – неудовлетворительное состояние по части пожарной безопасности…

– Десятки лет назад в муниципалитетах были созданы объекты с неопределённым юридическим статусом, за которые никто, по сути, не несёт ответственности! До 14 апреля мы должны решить, что с ними делать. Скорее всего, решение будет однозначным: все бесхозные объекты будут закрыты, а людей переведут в более комфортные государственные учреждения. Что касается учреждений социальной защиты, к которым много нареканий со стороны пожарной службы, то в этом году мы будем выделять дополнительные финансовые ресурсы, как бы сложно это ни было. Не стоит дожидаться, когда грянет гром. Не допустить трагедии – это наша обязанность.

– Один из аргументов против оптимизации – состояние дорог между сёлами. Сколько в следующем году будет выделено средств на ремонт областных дорог?

– По предварительным финансовым данным, на дороги будет выделено где-то на 30 процентов меньше, чем в 2008-м – это порядка 4,7 млрд рублей. Львиная доля из них – на завершение строительства первой очереди нового волжского моста. Но необходимо отметить, что в этом году ремонт будет вестись совершенно по-другому – с применением новых технологий, способом укладки так называемого холодного асфальта. Кроме того, удешевление расходных материалов, щебня, песка и так далее, позволит нам сохранить объём работ, сопоставимый с 2008-м.

– Значит, ульяновцам не стоит беспокоиться насчёт нового моста?

– Конечно, нет. Даже наоборот. Если ранее мы планировали открыть мост в декабре текущего года, то сегодня пуск намечен на 18 октября – День работника дорожного хозяйства. А открытие движения запланировано на середину декабря 2009 года.

– Так что первые автомобили поедут по мосту уже в этом году!

– Сергей Иванович, Вы достаточно долго отсутствовали в области. Довольны ли Вы работой своей команды за это время?

– Что касается управленческих решений, связанных с реализацией антикризисных мер – да, я доволен. Что касается вопросов, связанных с исполнительской дисциплиной, качеством подготовки нормативных документов – крайне недоволен. Правительство ждёт реорганизация. Тем самым мы сократим расходы на чиновников, а деньги перенаправим на исполнение социальных обязательств (на этой неделе Министерство инвестиций было выведено за штат Правительства Ульяновской области, – прим. ред.).

– Членство в партии «Единая Россия» стало чуть ли не, обязательным условием для работы в исполнительной власти. Как Вы относитесь к этой практике?

– Кто сказал, что это обязательное условие работы в исполнительных органах власти? Любой талантливый, профессиональный управленец, к какой бы партии он ни принадлежал, может стать руководителем областного уровня. Мы оцениваем профессиональные и личные качества человека, а не его партийную принадлежность.

– Президент РФ Дмитрий Медведев назвал кризис «моментом истины» для губернаторов. Как Вы считаете, Вы лично готовы к этому экзамену?

– Кризис – серьёзный экзамен, и не только для меня, но и для каждого руководителя. Когда в твой дом, на твою землю приходит беда, война ли, кризис ли, никто не думает – готов он или нет к этому испытанию, а просто встаёт на защиту того, что было создано его руками, руками его близких и земляков. Я не исключение.

Если вы спросите, доволен ли я своей работой – нет, не доволен. Вижу в себе большое количество недостатков. Но я готов нести ответственность за все свои решения. И мне бы искренне хотелось, чтобы такую же готовность, не на словах, а на деле, демонстрировали все руководители – и регионального уровня, и муниципального.

– К сожалению, в последнее время плохих новостей больше, чем хороших. Как Вы справляетесь со стрессом?

– Ситуация, конечно, не из лёгких, но хороших новостей в Ульяновской области не меньше, чем плохих. Мы передали заказчикам 50-й самолёт, выпущенный на нашем авиастроительном заводе. Общее число ульяновцев, принимающих сегодня участие в общественных оплачиваемых работах, превысило 1 700 человек. & апреле-мае, как позволит погода и начнется навигация, установим последний пролёт моста.

Нам удаётся сохранять низкий уровень роста цен на продукты питания – стоимость минимального набора продуктов питания в Ульяновской области, по итогам февраля 2009 года, по-прежнему одна из самых низких в России. А лучший способ справляться со стрессом – работать так, чтобы каждый день приносил для области, пусть и маленькие, но всё новые и новые успехи.

– Где Вы черпаете силы?

– В поддержке моей семьи и земляков. Я рад, что у меня есть дети, в том числе и маленькая дочка. Я благодарю свою супругу за то, что она подарила мне это маленькое чудо – сегодня, в свой год и пять месяцев, это мой главный источник вдохновения. И, конечно, силы мне придаёт поддержка всех жителей области, которые верят: мы должны стать благополучным регионом, невзирая ни на какие кризисы, чтобы рожать детей и быть счастливыми.

Нина КАШИНА