Председатель Комитета по образованию Государственной Думы России Григорий Балыхин дал эксклюзивное интервью “Вестнику” по проблемам российского образования.
– Григорий Артемович, кризис коснулся всех сфер жизни общества. Какие меры принимаются “наверху”, чтобы сфера образования пострадала в меньшей степени?
– 20 февраля Государственная Дума приняла заявление об антикризисных мерах, в том числе и направленных на поддержку системы образования. Наш комитет инициировал несколько антикризисных направлений, прежде всего связанных с поддержкой студенчества.
Вы уже знаете об инициативах Президента о помощи так называемым контрактным студентам – тем, кто обучается в вузах с полным возмещением затрат. Принято решение, и оно поддержано IX съездом ректоров России, о возможности перевода успешно обучающихся контрактных студентов на вакантные бюджетные места в вузах. Вторая мера, с моей точки зрения чрезвычайно важная, – фиксация стоимости обучения в рублях на весь период получения образования. Съезд ректоров поддержал и идею комитета о дифференцированном подходе к возможностям студентов оплачивать обучение – предоставлять рассрочку, не спешить с приказом об отчислении тех, кто в настоящее время не имеет возможности рассчитаться с вузом.
Важная антикризисная мера – образовательный кредит. Законодательной нормы об образовательном кредите в России пока нет. Но проводятся эксперименты в соответствии с постановлением Правительства на очень жестких условиях – не в пользу студентов. Одно из предложений в заявлении Госдумы, направленном на борьбу с последствиями кризиса, говорит о том, чтобы Правительство внесло поправки в порядок проведения этого эксперимента. Чтобы кредитование осуществляли банки с государственным участием, а срок погашения был продлен до десяти лет. Эта идея поддержана властью. Льготная – не более 11,5 процента годовых – ставка будет субсидироваться за счет федерального бюджета. Конечно, в первую очередь эти кредиты смогут получить те, кто хорошо учится, обучается по востребованным специальностям, а также студенты из социально незащищенных слоев.
– Меры по поддержке студенчества выработаны, а будут ли защищены от последствий финансовых катаклизмов выпускники?
– Молодым специалистам, безусловно, придется нелегко в период массовых сокращений рабочих мест. Наш комитет вышел с предложением увеличить бюджетные места на двадцать тысяч в магистратуре и на три тысячи и в аспирантуре. Мы также вынесли на рассмотрение Правительства идею квотировать бюджетные места для отдельных категорий выпускников. Это, конечно, очень сложный вопрос, но все же такое предложение поступило. Кроме того, депутаты Госдумы внесли законопроект о праве вузов создавать свои малые предприятия, которые дадут дополнительные места для трудоустройства выпускников. Вузам и ссузам также будет дана возможность перепрофилировать выпускников по краткосрочным учебным программам, если новоиспеченные специалисты не могут реализовать себя по полученной профессии. Сейчас Правительство занимается вопросом учета в страховой части пенсии нестраховых периодов – тех лет, когда человек получал образование.
– Григорий Артемович, периодически возникают разговоры о возможности возврата к практике распределения выпускников. Не видят ли думцы его надежным решением проблем трудоустройства?
– Возврата к распределению, каким оно было в советское время, не будет. Меры, о которых я говорил выше, призваны решить проблемы выпускников с поиском работы. Среди антикризисных действий – более широкое использование целевой контрактной подготовки. Эта схема предусматривает отработку в течение нескольких лет на предприятии, с которым заключен договор. Еще один шаг, позволяющий избежать возврата к идее распределения, которая, кстати, нарушает и конституционные нормы, и нормы законодательства, – использование возвратных государственных субсидий. Получая такую субсидию, студент по договору должен отработать определенное количество лет. Если отрабатывает – не возвращает деньги, если же нет – вынужден вернуть.
– Участие России в Болонском процессе по-прежнему вызывает много разговоров в среде вузовской общественности. Будут ли приниматься меры, чтобы реформирование стало более разумным и менее болезненным?
– Я считаю, что проблема во многом надумана. Наше образование должно интегрироваться в европейское образовательное пространство, нам нельзя возвращаться к “железному занавесу”. Участие в Болонском процессе прежде всего облегчает жизнь студентам, повышает их “мобильность”. Кто внимательно изучил подписанную еще в 2003 году Декларацию о присоединении России к Болонской конвенции, не будет сомневаться в моих словах.
Высказывают мнение, что бакалавры – это недоучки. Но пять лет готовить специалистов, часть из которых потом будет работать на должностях, не требующих высшего образования, – роскошь. Наоборот сейчас большой спрос на выпускников бакалавриата. А в магистратуру в первую очередь идут те, кто нацелен на научную работу, серьезные исследования.
Бакалавриат и магистратура впервые появились в России еще в 1989 году. Я тогда работал в РУДН, мы, наверное, были первыми, кто перешел на эту систему и убедился в ее эффективности. Это не эксперимент, все механизмы давно отработаны. Новшество, появившееся после вступления в силу закона 2007 года об уровневой системе, лишь в том, что раньше мы просто переводили людей из бакалавриата в магистратуру, а теперь это делается на конкурсной основе.
Те, кто готовит специалистов технического профиля, инженерных направлений, считают, что образования, полученного по системе бакалавриата, недостаточно. Но закон позволяет сохранить специалитет – традиционный пятилетний срок подготовки. Перечень вузов со специалитетом сейчас определяется и дорабатывается Правительством. Так что спешу успокоить вузовскую общественность – речь идет, по сути, не о двухуровневой, а о четырехуровневой системе: бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура. Выбор есть.
– Ждут ли юных россиян новшества, связанные с ЕГЭ, или этот вопрос окончательно проработан?
– В этом году проработан. И Дума, и Минобразования много сделали, чтобы учесть все пожелания и даже требования в Законе “О деятельности федеральных университетов”, который Президент подписал 10 марта. Мы внесли поправки, связанные с изменением в правилах приема. Принципиально важно, что сейчас выпускники учреждений среднего профессионального образования могут поступать в вузы не по результатам ЕГЭ, а по результатам вступительных испытаний, то есть в традиционной форме, если они поступают на профильные специальности. Это законодательная норма. Вторая законодательная норма в новом законе – для поступающих на второе высшее, третья – для иностранных граждан. Мы внесли принципиальное новшество, которое позволяет изменять порядок приема в вузы не законодательно, а нормативно-правовым актом, которым является приказ министра, зарегистрированный в Минюсте. Этот приказ подписан и предусматривает поступление в вузы по результатам вступительных испытаний для тех, кто окончил школу до 1 января 2009 года и подает документы на заочную и на вечернюю формы. Это те изменения, которые приняты, вступили в действие и будут распространяться на поступающих в этом году.
Что касается изменений по предметам ЕГЭ, впервые в этом году для прохождения итоговой аттестации достаточно сдать два обязательных экзамена – по русскому языку и математике. Если выпускник школы поступает в вуз, он будет по выбору сдавать дополнительные экзамены в форме ЕГЭ. Может экзаменоваться хоть по всем дисциплинам. Но правилами приема установлено – вуз выбирает три предмета с учетом обязательных. Мы расцениваем это нововведение как антикризисную меру.
Ольга Николаева