В нескольких номерах «НГС» мы рассказывали о слиянии школы №68, детсада №206 и лицея №90 под крышей последнего. Конечная цель реорганизации – создание автономного образовательного учреждения полного цикла «Авторский лицей Эдварса №1». Родители и ученики 68-й в декабре прошлого года собрали около 400 подписей против слияния школы с лицеем. Тем не менее, реорганизация сегодня идет полным ходом: передают имущество, трудоустраивают сотрудников. А 67 школьников из 68-й, не дожидаясь окончания учебного года, родители перевели в другие школы и лицеи…

По окончании учебного года еще 120 человек намерены покинуть школу, чтобы не переходить «под крыло» Эдварса. В декабре 2008 года в школе №68 было 496 учеников. К лету может остаться чуть больше половины. Вот такая реакция на оптимизацию…

На обращения и жалобы родителей ответы приходят до сих пор: либо отписки, либо скупые намеки на нарушения (без указания конкретных фактов) в процессе реорганизации. 2 апреля представителей инициативной группы приглашали на заседание межведомственного совета по работе с обращениями граждан. «Впустую потратили время», – так оценила заседание совета Екатерина Адамова, полномочный представитель родителей 68-й.

А 3 апреля «Молодежная газета» опубликовала интервью с Сергеем Морозовым, которое называется «Я вижу, кое-кто заигрался… в оптимизацию».

Безобразие среди учебного года

В своем интервью губернатор сказал: «Главная цель – повысить качество самой услуги. Оптимизация – необходимая, хотя и болезненная мера… Оптимизация школ среди учебного года – это вообще безобразие, о котором не может быть и речи, но такие факты имеют место! Я намерен жестко с этим бороться… Должен признать, что и региональное правительство подошло к реализации этой очень важной задачи недостаточно ответственно. Поэтому я дал поручение такую бездумную оптимизацию приостановить».

Итоги выполнения поручения губернатора пока неизвестны. Но есть необходимость напомнить, как его некоторые поручения исполняются.

Именно с поручения Сергея Морозова, данного им на аппаратном совещании 1 декабря 2008 года, началась «реорганизация» вышеназванных учреждений: «Совместно с Сергеем Ермаковым, Василием Гвоздевым подготовить обсуждение с участием губернатора вопроса о переводе авторского лицея Эдварса №90 в автономное учреждение».

Выполняя это поручение, мэрия планировала завершить процесс автономизации лицея к новому году. И оконфузилась. Не было на тот момент, как и сообщал «НГС», в Ульяновске необходимых нормативно-правовых актов для создания в городе автономных учреждений (АУ). «Акты» – два постановления мэра – появились лишь 10 и 18 марта. Это – раз.

Второе. В ответах из правительства области (в середине января) сообщалось, что «руководством города была поддержана инициатива лицея о создании на базе лицея АУ, объединяющего детсад, школу и авторский лицей». Что именно поддержало руководство города?..

Объединение – это ни что иное, как реорганизация муниципальных учреждений. А с инициативой реорганизации имеет право выступить мэр, заммэра, структурное подразделение мэрии либо руководитель этого образовательного учреждения. Принять решение о реорганизации может только мэр.

Инициатор же обязан предоставить мэру «представление о целесообразности» реорганизации, экономическое обоснование с подробным финансовым анализом и т.д.

Всего перечисленного ни Анатолий Эдварс как директор лицея, ни какие-то другие подразделения мэрии Сергею Ермакову не представили. Так что мотивы одобрения «руководством города» инициативы лицея вызывают лишь подозрение.

Впрочем, не подтвердилось, что инициатива автономизации принадлежала Эдварсу. В смысле, Анатолию. Ведь он публично отказался от авторства инициативы на заседании комитета гордумы 13 января. «Предложение» о создании АУ, которое, как рассказывал Анатолий Эдварс, было оформлено еще в декабре, тоже не могло появиться в то время. Потому что постановления мэра о мерах по реализации ФЗ №174 в Ульяновске появились только в марте.

Что же до оптимизации посреди учебного года, то начальник управления образования мэрии убеждала родителей 68-й школы: «Оптимизация идет в течение всего календарного учебного года»…

Трудно не согласиться с губернатором: такая оптимизация – безобразие. Остается только гадать – остановят ли ее в Ульяновске. Одно точно: если оптимизация – «игра», то она идет без правил.

Закроют ли школу №7?

6 апреля на заседании совета гордумы рассматривалось обращение жителей 18-го микрорайона: более 700 человек подписались против закрытия школы №7. Сегодня в школе обучаются 239 человек. Проектная «мощность» школьного здания – около 700 учеников.

Последние 2-3 года слухи о закрытии или сливании с 7-й других школ возникали неоднократно. Как следствие, рассказывает директор Ирина Маллямова, родители, которых не устраивала «перспектива» сливания или закрытия, переводили своих детей в другие школы. Так что ежегодно, по словам директора, благодаря слухам, школа теряла до 70 учеников.

На заседании совета гордумы от Сергея Кузьмина прозвучала интересная информация. Оказывается, оптимизация образовательных учреждений в 2009 году проводится в соответствии с планом, подписанным Сергеем Ермаковым 20 января 2009 года (!), то есть практически два месяца спустя после начала слияния 68-й школы с лицеем Эдварса. Попытки найти сей «план» в газетах или на сайте мэрии оказались безуспешными. Ирина Маллямова узнала о перспективе закрытия школы №7 тоже не из документов. Так что трудно побороть подозрение, что «план» просто-напросто подгонялся под чьи-то уже реализованные замыслы.

Заммэра Иван Мельников назвал несколько причин закрытия 7-й школы: невысокое качество знаний, неукомплектованность классов (17 человек вместо 25-и) и, как следствие, нехватка двух миллионов рублей на зарплату учителям. Первую причину Ирина Маллямова на совете гордумы оспорила. За вторую «поблагодарила» чиновников – именно отсутствие прозрачности привело к слухам и уходу детей из школы.

А по поводу недостающих миллионов и об отношении к оптимизации прозвучало неожиданное мнение председателя гордумы Василия Гвоздева. Дословно: «Я против того, чтобы любая школа в 2009 году оптимизировалась. Потому что необходимые средства за счет внутренних перераспределений или источников в городском бюджете действительно найти можно».

Три «без»

Против закрытия 7-й школы, в ее защиту на совете гордумы выступили сразу два депутата – Аверьянов и Бударин. Родители 68-й школы не нашли поддержку ни у одного народного избранника. 18 февраля Василий Гвоздев отписал Екатерине Адамовой: «Если Вы считаете, что Ваши права ущемлены, имеете право обратиться в судебные органы». 6 апреля он же, выражая «личную позицию», выступил против оптимизации. Быть может, на Гвоздева подействовала позиция губернатора?

Действительно ли оптимизация – необходимая, но болезненная мера? Как выясняется, не всегда необходимая и не всегда болезненная. Например, когда из аварийного здания 54-й школы классы вместе с учителями перевели в 42-ю, все прошло безболезненно.

Расформировать школу в поселке Карамзина, рассчитанную на более чем 300 учеников? Нужно. И, возможно, в первую очередь. Потому что в ней – 8 учителей на всего 40 учеников.

Но скажите, как можно приказом управления образования от 27 февраля предписать перемещение детско-юношеского центра №3 в школу №7 до 1 апреля 2009 года? Или кому нужна оптимизация, в результате которой из 68-й школы уходят почти 200 учеников?

В общем, мы согласны с Сергеем Ивановичем: в оптимизацию действительно заигрались. Безобразно. Безответственно. Без правил.

Осталось ответить на вопрос: кто заигрался? И вывести заигравшегося из «игры».

Геннадий Антонцев