На место сити-менеджеров хотят вернуть мэров

Челябинская область готова отказаться от института сити-менеджеров и вернуться к прямым выборам мэров. Соответствующее письмо заместитель губернатора Николай Рязанов направил во все территории, где сейчас действует эта система управления. Как отмечают эксперты, кризис усилил противоречия между региональной и местной властями.

Руководитель администрации (сити-менеджер) появляется в структуре органов муниципальной власти, если глава муниципального образования (МО) избирается из числа депутатов представительного органа. В этом случае глава МО, как правило, становится председателем парламента, а “на хозяйство” депутаты нанимают по конкурсу сити-менеджера.

В письме господина Рязанова говорится, что “введение схемы органов местного самоуправления с сити-менеджером при сегодняшнем состоянии правовой и политической культуры общества содержит значительные риски разрушения системы местного самоуправления”: “Сити-менеджер фактически неподконтролен населению, а всенародно избранный глава администрации, наоборот, более подконтролен депутатам представительного органа и населению”. По словам господина Рязанова, институт сити-менеджеров был введен в нескольких муниципалитетах области в 2005 году и показал свою неэффективность. “В результате разделения должностей главы муниципального образования и главы администрации (сити-менеджера) снижается общий уровень управляемости территорией и нивелируется степень ответственности главы города за состояние дел в муниципалитете”,— пояснил он “Ъ”. По его словам, рекомендательное письмо направлено во все муниципалитеты, где сейчас действует институт сити-менеджеров.

Директор Челябинского института Уральской академии госслужбы Сергей Зырянов считает, что введение института сити-менеджеров было преждевременным: “Когда власть говорит об укреплении вертикали, любые ответвления, в том числе институт сити-менеджеров, выглядят как ее разрушение”.

Между тем 20 марта Госдума приняла в первом чтении законопроект, облегчающий отрешение от власти мэров местными парламентами (см. “Ъ” от 23 марта). И сами парламентарии уверены, что таким образом муниципалитеты подталкивают на переход на избрание глав МО из числа депутатов, так как только в этом случае мэры смогут почувствовать себя более или менее защищенными: не станут же депутаты увольнять своего руководителя, которого сами и избрали.

Источник в Госдуме считает, что связка — глава муниципалитета и сити-менеджер — во многих регионах, как например, в Тюменской области, хорошо работает. Буксует такая схема, по его словам, если “внутри системы есть конфликты”: “Если губернатор хочет всем рулить сам, то конфликты неизбежны”. “Уволить менеджера губернатор не может,— пояснил источник,— и лучший способ убрать неугодных — провести реорганизацию”.

В настоящее время главной причиной конфликта между региональными и местными властями является нехватка денег. На прошлой неделе глава Тульской области Вячеслав Дудка на заседании губернаторского совета посоветовал главам муниципальных объединений “не обращаться за помощью в область”, а решать “вопросы реализации бюджетов” самим. По его словам, бюджет области в первом квартале 2009 года недополучил в основном из-за падения поступлений от налога на прибыль 38% доходов, в то же время налог на доходы физических лиц в муниципалитетах вырос, и, таким образом, уровень наполнения местных бюджетов оказался выше. “Тульская область находится на казарменном положении”,— заявил господин Дудка. “Некоторые деятели в районах говорят: а у меня сейчас выйдет народ на улицу, и куда области деваться, конечно, губернатор обязан будет денег дать. Да ничего подобного, где их, эти деньги, взять-то? Самая настоящая человеческая глупость видна в суждениях этих людей”,— заявил губернатор.

По закону о местном самоуправлении субъект федерации обязан перечислять муниципалитетам трансферты на выполнение переданных им госполномочий и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. “Мы расписали в Бюджетном и Налоговом кодексах вплоть до каждого поселения все налоги, трансферты, подушевое обеспечение, методики расчета бюджетной обеспеченности,— пояснил “Ъ” заместитель полпреда президента в Центральном федеральном округе Сергей Самойлов.— Но сегодня 90% налогов очень уязвимы: идет сокращение производства, рабочих мест. Это ложится на регионы, значит, напрямую касается муниципалов. Потому что между регионами и муниципалитетами выстроен программно-целевой метод финансирования. Принята программа. Есть деньги — будем строить, а нет — извините”.

По словам главы комиссии по местному самоуправлению Общественной палаты Леонида Давыдова, “сегодня более чем в 300 муниципалитетах — поселениях, малых и крупных городах — обострились конфликты с региональными властями, и это наверняка не все, что мы знаем”. “Люди учатся жить в условиях, когда всем не хватает денег, а делиться приходится”,— считает господин Давыдов.

Николай Ъ-Яблонский, Игорь Ъ-Лесовских, Екатеринбург; Елена Ъ-Шулепова, Тула; Наталья Ъ-Городецкая