Фазыл Мингачёв – отец большого семейства. А после смерти супруги Раисы стал своим детям ещё и матерью. Переживая тяжёлые времена, он не впадал в депрессию, не пускался во все тяжкие, как это случается теперь сплошь и рядом, а работал.

Пахал без отпуска и выходных. Поскольку дети не виноваты, что в стране кризис. Впрочем, в самой семье никакими кризисами не пахнет. А пахнет блинами, которые печёт младшенькая Рената, и расставленными по всему дому мамиными цветами.

ЖИЗНЬ В ЦВЕТАХ

Фазыл и Раиса познакомились в селе Абдреево, что в Новомалыклинском районе. Когда поняли, что друг без друга не могут, и решили пожениться, сразу договорились – детей в семье будет много. И родили пятерых ребятишек – четырёх дочерей и сына.

– Мы ведь и шестого хотели, специально в новый дом, – говорит Фазыл Мусеевич, – да не успели…

Диагноз “пневмония” Раисе Мингачёвой, увы, поставили слишком поздно, когда болезнь была уже запущена. Её не стало в марте 2007-го. Жизнь совсем ещё молодой, красивой, полной сил 38-летней женщины оборвалась, когда многодетная семья только-только начала обживать новое семейное гнездышко…

Дом в посёлке Дачный, что под Димитровградом, Мингачёвы строили девять лет.

– Друзья помогали, родственники, – вспоминает Фазыл. – А всё, что внутри, всю отделку -это мы с Раисой вдвоём делали. У неё хороший художественный вкус, она всё и подбирала -обои, цвет полов…

Главным же отражением вкуса Раисы Иршатовны стали цветы. Она слыла настоящей фанаткой домашней флоры. В доме присутствуют, наверное, все виды комнатных растений. Ну, или почти все…

– Что вы! У нас и мысли такой не было – избавиться от маминых цветов, – удивилась вопросу старшая дочь Эльвира. – Это память о ней. Они живые – а стало быть, и мама здесь, живая.

Цветы в доме Мингачёвых, действительно, повсюду, а ухаживают за ними, разумеется, Мингачёвы-младшие. Впрочем, дети Раисы и Фазыла умеют не только это…

«ЦВЕТЫ ЖИЗНИ»

Корову по имени Ночка задавил не так давно пьяный водитель. А когда она была жива – обеспечивала семью молоком. Доили Ночку практически все. У кого руки свободны – тот нынче и доярка. Даже Эмилю доводилось выступать в этой роли. А вообще он правая рука отца, в том смысле что мужчина. Вдвоём с отцом в подвале дома они оборудовали спортзал. Боксёрская груша, тренажёр, шведская стенка – всё, как полагается.

Спорт в этой семье вообще всегда стоял на одном из первых мест. И не потому, что Путин или Морозов призывают к здоровому образу жизни, а просто любят Мингачёвы это дело. Например, каждый год 1 января традиционно ходят всей семьёй на лыжах. И на каток – тоже все вместе. Естественно, у каждого есть и собственное увлечение. Например, Эмиль занимается каратэ. Перед фотокамерой, правда, махнуть ногой отказался. “Это он от скромности…” – тихонько шепнула Рената, кстати, тоже – спортсменка будь здоров! За свои 10 лет она поднаторела в бадминтоне и лёгкой атлетике. Сейчас увлечена танцами. Альбина в семье – средняя. И особенная. В том смысле, что на всё всегда имеет своё мнение. Но, надо отдать ей должное, всегда аргументированно свою точку зрения отстаивает, а не просто по-женски дует губы. Единственный момент, когда Альбина безоговорочно подчиняется большинству – еженедельная уборка. Дом у Мингачёвых большой, потому и убираются все. Даже младшие.

Что же до старших детей, то Эльвира и Венера учатся в ульяновской сельхозакадемии. С тем же упорством, с которым Эмиль колотит грушу. Недавно руководство димитровградского филиала академии, видимо, решило, что Эльвира как сыр в масле катается, и лишило её льгот в оплате образования. И ничего, что из многодетной семьи, ничего, что мама умерла, понимаем, что положено по закону, но клали мы на этот закон – наверное, так рассудили в деканате.

– Пришлось пожертвовать губернаторской премией, на которую мы мечтали съездить к морю, – вздыхает отец семейства. – А что делать – Эльвире год осталось учиться, не бросать же. Ничего, прорвёмся. Мы сильные.

Судя по всему, он прав. Именно – сильные. Иначе нельзя. Можно сорваться. Но они не срываются. Даже когда детей лишили в школе положенных по закону бесплатных обедов, глава семьи не пошёл кланяться директору поселковой школы. Да и дети сами просили: “Пап, ну их! Что мы – сами не прокормимся?..”.

P.S. “Жаль только, что, когда мама жива была, журналисты нами не интересовались… – немножко обиженно произнесла на прощанье Эльвира. – Потому что всё, что мы умеем, чего добились -это её заслуга. Вот вы говорите, что мы – положительный пример, так чего ж раньше не приехали?..”.

А ведь права девочка. И обида её вполне понятна. И всё же о Мингачёвых нельзя было не рассказать. Они – без преувеличений и оговорок – нынче большая редкость. К сожалению, реалии современной жизни заставляют людей забывать о том, что любовь дороже денег, и что всё можно преодолеть, если делаешь это ради любимых людей. Как это делают Мингачёвы.-И им по-хорошему завидуешь.

Алексей БАДАЕВ