1 апреля стартовал самый массовый за последние годы призыв в армию. В казармы отправятся 3600 ульяновцев – почти в два раза больше, чем годом ранее. Для чего потребовалось увеличение числа солдат для армии, каково здоровье призывников, попадут ли в казармы судимые и почему военные выступают за увеличение часов обучения начальной военной подготовке в школе? На вопросы отвечает заместитель военного комиссара Ульяновской области Олег Филатов.

– Олег Александрович, в связи с чем так-резко был увеличен план призыва? Родители опасаются, что в казарму начнут загонять всех без разбора.

– Увеличение набора связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, в ближайшие месяцы демобилизуются сразу два призыва – осени 2007 года, когда новобранцы уходили служить на полтора года, и первые «годичники», ушедшие в армию прошлой весной. Всего по стране это около 250 тысяч человек. Во-вторых, расширение солдатского строя предусматривает нынешняя реформа Вооруженных Сил -доля офицеров должна быть сокращена, а процент рядового и сержантского состава, напротив, увеличен. Все это было ранее запланировано, так что каких-то дополнительных отмен отсрочек или драконовских мер родителям призывников ждать не стоит.

– Нынешний призыв – уже третий, рассчитанный на год. Каковы результаты сокращения срока службы?

– Настроение ребят и их родителей, конечно, поменялось. Но если говорить об ожидаемом снижении количества уклонистов, то оно осталось прежним. Если человек не желает служить два года, он не пойдет и на год. С одной стороны, такие люди не нужны армии, с другой -они нарушают закон и должны нести ответственность. Сейчас в бегах более 60 ульяновцев, не прибывших осенью на призывные комиссии. Дела на четверых из них переданы в следственные органы. Большое число молодых людей привлекается к административной ответственности. 80 человекам мы так и не смогли вручить повестки, так как они уехали из области, не снявшись с воинского учета. Сейчас их фамилии занесены в милицейские базы данных – к ним будут применены методы, опробованные на злостных алиментщиках. Если где-то такой человек обратился в паспортный стол или перешел дорогу в неположенном месте, сведения о нем будут переданы в военкомат. По закону после того, как уклонисту будет вручена повестка, он подпадает под уголовное преследование.

– Одновременно с сокращением срока службы были отменены многие отсрочки. Некоторые болезненно восприняли то, что повестки стали вручаться, скажем, сельским врачам и учителям.

– Такое решение было принято руководством страны, но приведу пример с сельскими работниками. Кто-то постоянно жалуется, что у сельской школы военные отбирают мужчин. На всю область молодых людей, работающих на селе в качестве врача или учителя, – три-четыре человека. Можно ли здесь говорить об ущербе системе образования или здравоохранения? Молодые люди сами не хотят оставаться в деревне.

– Судимых сейчас отправляют в армию?

– По закону граждане, имеющие снятую или погашенную судимость, подлежат военному призыву. Так было всегда. Другое дело, что в прежние годы их старались оставлять на гражданке. Тем самым, я считаю, их ограничивали в правах. С прошлого года такие молодые люди действительно стали призываться. Но к отправке этого контингента мы подходим очень внимательно – для опасных преступников дорога в казарму должна быть закрыта.

– Кто призывается в первую очередь?

– Есть приказ министра обороны, который обязывает в первую очередь обращать внимание на призывников старших возрастов. Прошлой осенью почти половина новобранцев из области была старше 20 лет. Делается это, во-первых, для того, чтобы у таких людей не возникало желания тянуть до 27 лет, во-вторых, для сохранения резерва из более молодых призывников. Четкой директивы на определенную долю солдат с высшим образованием в этом году не поступало, хотя подразумевается, что среди старших призывников людей, окончивших вуз, должно быть больше.

– Больная тема – здоровье призывников.

– Состояние здоровья наших призывников остается весьма тревожным, и каких-то изменений за последние пять лет мы не наблюдаем. В разной степени годными к военной службе признаются 60-70 процентов молодых людей. По-прежнему самое распространенное отклонение – дефицит веса. Дистрофией страдает треть призывников, много выявляется урологических и психических заболеваний. В прежние годы парни из сельской местности были лучше здоровьем. Сейчас такого различия нет – деревенские, к сожалению, «подтянулись» к городским.

– Сейчас все больше говорится о проблеме подготовки к военной службе. На этой неделе прошло межведомственное заседание с участием губернатора, на котором звучали жесткие выводы. Почему вопрос остро встал именно сейчас?

– Все связано с сокращением срока службы. Год – это мало. Известно, что в первый год службы парень худеет, у него ухудшается внешний вид: организм приспосабливается к новым условиям. На второй год службы солдат крепчает, мужает и приходит домой другим человеком. Сейчас этого второго года нет. Поэтому надо сделать так, чтобы азы армейской службы молодой человек получил в школе. В армию он должен прийти уже физически и морально подготовленным, прошедшим начальную строевую подготовку, знакомым с армейским бытом и укладом военной жизни, чтобы на службе на это не тратить времени. Именно поэтому с 1 сентября этого года в федеральном образовательном стандарте будет увеличено количество часов на начальную военную подготовку в 10-11-х классах. К этому же сроку должен быть разработан и региональный комплексный план подготовки детей к армейской службе.

Беседовал Вадим ПИЛЮКОВ