Наличие чёткого плана развития – не просто дань современной политической моде, но и необходимая составляющая успешного территориального менеджмента. На прошлой неделе, 8 апреля, губернатор обсуждал с партиями Законодательного собрания области антикризисную программу действий регионального правительства. Этот факт говорит о том, что у нашей области всё же есть чёткий план действий на ближайшую перспективу. Но он засекречен.

Предыдущий материал, который был размещен на «Улпрессе» (см. http://ulpressa.ru/news/2009/04/06/article78909/), стал поводом для очень интересного и неожиданно компетентного обсуждения, касающегося проблем регионального управления. Среди прочих тезисов была озвучена тема необходимости наличия у наших руководителей стратегических целей и задач, без которых все прочие тактические манёвры не будут иметь должного успеха.

Если подходить к вопросу о стратегии формально, то наша область давно уже имеет разнообразные среднесрочные и долгосрочные программы развития: чего только стоит увесистая «Стратегия – 2020»! Но уже до кризиса было понятно, что стратегия, рожденная безвестной варяжской конторой, не пышет жизнью, а уж в круговерти «временной нестабильности» от бравадных документов и вовсе повеяло трупным запахом. Возможно, нам еще понадобятся эти наброски светлого будущего, но уже ясно, что это будет какое-то параллельное будущее.

Новые планы развития, судя по всему, стали верстаться в ноябре прошлого года, когда стало понятно, что Ульяновская область, как и вся Россия, – это вовсе не островок благополучия. Разработка местного антикризисного плана шла с опозданием в несколько недель от федерального. Кремль предъявил с тех пор уже вторую версию плана, а вот наш документ остаётся закрытым и по сей день. Что мы о нём знаем?

Областной план был утвержден 1 декабря прошлого года, изначально включал чуть более 50 пунктов. В начале марта он был дополнен и стал содержать уже 89 «стратегических направлений». Сейчас работа ведется над составлением документа на второе полугодие 2009 года. Именно в этой связи Сергей Морозов встречался с местными партийцами, от которых ожидал толковых предложений по дополнению антикризисной политики новыми мерами. Как выясняется, пытал губернатор на этот счёт и собственных министров, один из которых, не справившись с задачей выбора стратегии, потерял портфель, и местных предпринимателей, которые отписали целых три страницы креатива в помощь властям. Думается, что по количеству пунктов новый план побьет все прошлые рекорды и выведет область в лидеры антикризисного планирования.

Зададимся вопросом, а пропорциональны ли объему программ реальные улучшения жизни региона? Чувствуют ли на себе жители региона действие антикризисных мер правительства области? Что знает среднестатистический «дядя Вася» о заботе, проявляемой к нему со стороны государства? Сможет ли он назвать хотя бы 5 из 89 пунктов пресловутого плана? Да и всезнающие журналисты не очень то «разжились» содержательной стороной документа. Нам также известно, что партии, с которыми обсуждалась политика борьбы с мировым злом, не располагают текстами заветных рецептов местных знахарей. Интересно было бы почитать все эти областные планы, а не реконструировать их текст по заявлениям областных чиновников.

Есть несколько причин скрывать от населения столь важный текст. Во-первых, возможно, никаких планов вовсе и нет, а есть черновики с автонумерацией строк. Во-вторых, черновики эти сыроваты и не основательно продуманы, так что их публикация может вызвать злую иронию и танцы на костях, особенно в том случае, если действие этих мер окажется неэффективным. Есть и еще одна возможная причина – власти скромного субъекта федерации, не стесняясь, просто переписали федеральные программы, разбавив их местным колоритом. Такова общая стилистика работы нашего руководства – следовать по пятам за федеральным центром, так что ничего собственного и остроумного для борьбы с кризисом выдумывать не надо. Да и может ли быть что-то самостоятельное в политике при нынешней вертикали власти? Вот и обсуждение планов и вторая часть документа – это лишь калька с поведения Владимира Путина и Дмитрия Медведева: у них второй план, и мы – не хуже!

А может мы, и правда, хуже? И как ни тужимся – ничего нового и дельного придумать не можем? Можно в этом винить главу региона, его непутёвых министров и руководство партии власти. Но сейчас эта группа лиц, чувствуя ограниченность собственного творческого потенциала, вышла к обществу и заявила, что «в этом процессе должны принять участие все политические силы и общественные организации Ульяновской области». И что же? Бросились эти силы спасть Родину своими дельными советами?

Из участников межпартийного обсуждения более-менее внятный отчёт о своих предложениях дала «Справедливая Россия». «Единая Россия», как всегда, продемонстрировала полное единство с властью, признав меры правительства за свои собственные. Прочие партии не воодушевились любезностью Морозова.

Эсеры, собственно, тоже не много надумали, поддержав правительственные программы. Были, конечно, от них фантасмагоричные прожекты, но в целом их предложения находились в рамках генеральной линии партии, разработанной в самых верхах. Реальных дополнительных мер выбрать из этих предложений практически нельзя.

Что касается либерал-демократов (тьфу, слова-то какие загадочные для названия партии выбрали) и коммунистов, то «конструктива» от них ожидать трудно даже на федеральном уровне, не то что уж на региональном. Вся их риторика строится на ложных аналогиях. В пору согласиться с разгромной антикоммунистической статьёй в блоге Кошелева (см. http://koshelev-av.livejournal.com/71160.html) и добавить, что коммунисты, когда речь заходит о конкретных управленческих ситуациях, теряются и начинают скандировать пустые, поеденные молью, лозунги. Что же у нас за партии такие? Все их интеллектуальные возможности, похоже, ограничиваются площадью Ленина. Самое время пустить в народ клич по поиску талантов, новых лидеров и организаций, способных заменить отживающие структуры и внятно формулировать своё видение будущего.

Под занавес – совет партийным активистам. 16 апреля в ЗСО будет проведен «правительственный час» на тему «О реализации программы антикризисных мер правительства РФ на территории Ульяновской области». Естественно, по итогам мероприятия нужно будет дать оценку, каким образом нашими региональными властями проводится стабилизационная политика. Логичным было бы оценивать эффективность регионального менеджмента не только по пунктам федеральных программ, но и по собственным 89 «стратегическим направлениям» работы. Ну и уж совсем правильным со стороны депутатов было бы поинтересоваться у министров точным содержанием наших планов по выходу из кризиса. Или народные избранники уже ознакомлены с соответствующими документами и просто присоединились к заговору молчания? И, впрямь, зачем народу знать о планах руководства, ведь, овец обычно не информируют о маршруте пастуха.

Максим Новослободский