В числе главных тем были задачи, ставящиеся областным руководством (и шире – руководством страны) перед органами власти и строительными организациями в сфере жилищного строительства. Ведь по тому, как оно развивается, сколько вводится в строй жилья, можно достаточно объективно судить о степени социальной ориентированности экономики в том или ином регионе. Об этом и шел серьезный разговор в городской администрации 8 апреля. Во встрече приняли участие министр строительства областного правительства Сергей Владимирович Никитин, глава администрации Димитровграда Игорь Александрович Самойлов, его первый заместитель Сергей Юрьевич Кротов, директор муниципального учреждения архитектуры и градостроительства Ольга Юрьевна Абрамкина
Жилищная проблема остается предельно острой. Правительство Российской Федерации, реализуя национальный проект «Доступное жилье», ежегодно ставит перед регионами непростую задачу: как минимум, не снижать объемов вводимого в строй жилья. Это условие ставит на 2009 год перед всеми муниципальными образованиями и наше областное правительство. Только в двух МО области планы ввода в строй жилья на текущий год оказались ниже, чем в прошлом году. К сожалению, в их число входит и Димитровград. По мнению министра строительства Сергея Владимировича Никитина, это недопустимо. Решение этой и других подобных социальных задач в конечном счете становится базой для поступательного движения и во всех остальных отраслях.
Хотя строительные организации повсеместно заявляют о вынужденном сокращении объемов строительства и даже о сворачивании деятельности, резервы для решения этой задачи есть. К примеру, в том же частном секторе. Возможности стимулировать это строительство у местных администраций имеются. Это и активизация работы по выделению участков под частное строительство, и ускорение оформления разрешительной и согласовательной документации, и контроль за незаконно начатым строительством, которое искажает реальную картину. Кстати, это явление, в том числе в Димитровграде, приобрело тревожно большие масштабы. Горожане предпочитают платить штрафы, узаконивая несанкционированные постройки (пристрои к домам, мансардные комнаты, сени, бани, сараи), нежели с самого начала проходить все необходимые инстанции.
Возвращаясь к путям решения поставленной правительством задачи, следует отметить, что доля строительства в частном секторе в общей массе жилищного строительства очень весома. Например, в нашем городе на долю индивидуальных построек, введенных в строй в прошлом году, приходилось 60 процентов всех объемов вводимого в строй жилья. Предполагалось, что и в этом году сложатся сходные соотношения.
В многоквартирных домах в 2009 году планируется ввод только восьми тысяч квадратных метров (против 20 тысяч в прошлом году). А всего город намеревался сдать 40 тысяч кв.м. (в прошлом году сдано 50 тысяч). Областная задача – 55 тысяч квадратных метров, – по словам руководителей города, вряд ли может быть выполнена, ведь большая часть главных застройщиков города действительно вынуждена была принять решение не начинать в этом году нового строительства до сдачи уже начатых объектов (главным образом, застройщиков «держат» банки, отказывающие в выдаче кредитов). Между тем, как уже было сказано выше, снижать темпы в этой сфере нельзя. Поэтому плановой задачей для Димитровграда все же станет уровень прошлого год – 50 тысяч квадратных метров.
Необходимого результата следует (и можно) добиваться и другими путями. Один из которых – переселение из ветхого и аварийного жилья. Об этом также говорили на этом совещании.
Так или иначе, эффективные пути решения проблемы могут быть найдены только после проведения тщательного анализа ситуации, складывающейся на рынке недвижимости.
Не секрет, что замедление темпов строительства связано и с трудностями, с которыми сегодня сталкивается большая часть россиян: неуверенность в будущем, нехватка средств. И на рынке недвижимости сегодня больше продают, нежели покупают. Министр строительства счел необходимым сделать важное замечание, касающееся, прежде всего, тех граждан, которые надеются на продолжение процесса снижения стоимости жилья.
По его убеждению, ждать дальнейшего снижения стоимости недвижимости уже не имеет смысла. При почти равной себестоимости строительства квадратного метра жилья в Ульяновске, Самаре, Нижнем и других городах его стоимость на рынке серьезно разнится, поскольку складывалась в зависимости от спроса, который, в свою очередь, зависит от уровня благополучия региона и его жителей. В той же Самаре она всегда была почти вдвое выше, чем у нас. А это значит, что «люфт», вилка возможного снижения стоимости недвижимости на рынке в нашей области гораздо уже. Продавать по цене, близкой к себестоимости, – значит, заведомо лишаться средств для дальнейшего строительства, то есть губить строительную организацию. У нас в области цена жилья почти вплотную подошла к этой границе. А следовательно, благоприятнее ситуации для покупки уже не будет, и покупать квартиры лучше всего именно сейчас.
Чтобы ситуация в этой сфере была понятна рядовым гражданам, не искушенным в проблемах, связанных с недвижимостью, о ней надо рассказывать компетентно. Сергей Владимирович заявил, что правительство области настаивает на необходимости широкой разъяснительной работы в средствах массовой информации. Нужны выступления экономистов, банкиров, аналитиков, застройщиков и т.д., «круглые столы», рекомендации специалистов. Задача администрации муниципального образования и правительства области – формировать реальное мнение населения о том же рынке жилья с тем, чтобы люди могли принимать взвешенные решения. Должен быть план действий муниципального образования по реализации комплексных мероприятий, связанных с жилищным строительством.
Нужно также иметь четкое представление о том, как идет дело после того, как застройщик получает разрешение на строительство. Не секрет, что нередко после торгов его деятельность вдруг замирает. Необходимо узнать – почему, как муниципалитет может помочь, какие мощности требуются, какие коммуникации нужны и т.д. Такая задача сегодня ставится и на уровне областного департамента. Выполнение ее поможет представить истинную картину, эффективно спланировать работу на 2010 год.
Все усилия властей в конечном счете должны способствовать достижению главной цели – снижению стоимость квадратного метра жилья. Нужно сделать все возможное, чтобы привлечь в жилищное строительство федеральные средства, средства инвесторов.
Наконец, не лишним будет вспомнить и о старом опыте кооперативного строительства, привлечения средств населения, что, конечно, увеличивает сроки сдачи объектов в строй, но значительно снижает расходы.
Такой же работы правительство ждет и от муниципалитетов. Только при тщательной разработке четких коллективных действий можно надеяться на успех решения этой важнейшей задачи.
Сергей СЛЮНЯЕВ