Дорога сокращает расходы в условиях снижения показателей
Куйбышевская железная дорога (КбшЖД) начала сокращать расходы в условиях падения объемов пассажирских перевозок и грузооборота на 18% с января по март. Уже в первом квартале дорога проводила на пенсию порядка 1 тыс. человек, а 3,6 тыс. человек перевела на неполный рабочий день или отправила в неоплачиваемые отпуска. Эксперты говорят, что за счет этих мер дорога может экономить до 1-1,2 млрд рублей в год. Но это, по их мнению, не убережет КбшЖД от убытков по итогам 2009 года.
По итогам первого квартала КбшЖД сократила около 1 тыс. пенсионеров. Также два десятка сотрудников дороги были уволены за несоблюдение трудовой дисциплины, незначительное количество работников ушли в армию. Кроме того, порядка 3,6 тыс. человек компания перевела на неполный рабочий день или отправила в отпуск без сохранения заработной платы. Всего эти меры КбшЖД коснулись порядка 10% работников дороги.
В КбшЖД этот процесс называют «высвобождением» сотрудников. «Высвобождение — это не сокращение, — объясняет начальник службы по связям с общественностью КбшЖД Игорь Поляев. — Это меры по приведению численности к объемам выполняемых работ». В КбшЖД уверяют, что эти меры применяются как альтернатива увольнению и они прописаны в коллективном договоре (соглашение между профсоюзами и руководством компании). В куйбышевском филиале РЖД не исключают, что «высвобождение» может повториться. «Это процесс регулируемый, он чувствителен к объемам перевозок, — говорит он. — Если они будут падать, то высвобождение будет проводиться и дальше».
В КбшЖД не раскрывают объемов сэкономленных средств, которые компания рассчитывает получить за счет «высвобождения» сотрудников, однако говорят, что все меры по снижению издержек, в том числе экономия электроэнергии, топливных ресурсов и внедрение новых технологий, позволят сэкономить дороге порядка 1,5 млрд рублей в год. По оценкам ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, годовая экономия дороги за счет «высвобождения» работников может составить порядка 1-1,2 млрд рублей.
• Куйбышевская железная дорога — филиал ОАО «РЖД». Объединяет Пензенское, Самарское, Башкирское, Ульяновское отделения и Нижнекамское представительство КбшЖД в Республике Татарстан. В 2008 году дорога перевезла 66,6 млн тонн грузов и 6,6 млн пассажиров.
Отметим, что на прошлой неделе головная компания — ОАО «РЖД» — объявила о планах сократить 53,7 тыс. человек за счет выхода сотрудников на пенсию, увольнений по собственному желанию и сокращения вакансий. Еще 450 тыс. человек компании переведены на неполный рабочий день, а 247,6 тыс. отправлены в отпуск без сохранения зарплаты.
Принимать эти меры КбшЖД вынудило резкое падение грузооборота и объема пассажирских перевозок в условиях кризиса. Как ранее сообщала КбшЖД, в первом квартале 2009 года дорога сократила пассажиропоток на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщает пресс-служба магистрали. Дорога перевезла 6,4 млн пассажиров. Кроме того, в январе-марте 2009 года КбшЖД на 18,2% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года сократила грузооборот. Дорога перевезла порядка 14,2 млн тонн грузов.
«Дорога демонстрирует действительно серьезное снижение показателей, — отмечает Дмитрий Баранов. — Достаточно сказать, что по прогнозам на 2009 год в целом РЖД может снизить грузоперевозки на 20%». По прогнозам эксперта, КбшЖД в 2009 году может показать убытки, поскольку в целом убытки РЖД только в первом квартале могут составить порядка 25 млрд рублей.
Ольга Варламова