Интервью с председателем Комитета Государственной Думы по образованию, депутатом Государственной Думы Григорием Артемовичем Балыхиным

За последние два года получили законодательное оформление многие инновационные идеи, сформулированные в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, в приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации, в том числе семилетний организационно-педагогический эксперимент по введению ЕГЭ. В 2008/2009 учебном году выпускники российских школ, в их числе и выпускники школ Ульяновской области, впервые будут проходить государственную (итоговую) аттестацию в форме ЕГЭ в «штатном режиме».

Теперь вузы не только Ульяновска, но и России в целом обязаны осуществлять прием на основании результатов ЕГЭ. Абитуриенты, сдав единые выпускные экзамены в школе, могут разослать их результаты в разные вузы и ждать зачисления.

По поручению губернатора Ульяновской области Сергея Ивановича Морозова пресс-служба взяла интервью у председателя Комитета Государственной думы по образованию, депутата Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации от Ульяновской области Григория Артемовича Балыхина о новой системе государственной итоговой аттестации и поступлении в вузы.

— Григорий Артемович, зачем нам ЕГЭ?

— Введение системы ЕГЭ — это закономерный процесс повышения объективности оценки образовательных достижений учащихся и качества общего образования в Российской Федерации. Образовательные системы всех развитых стран мира уже прошли этот процесс. Введение ЕГЭ как инструмента внешней оценки знаний соответствует общим тенденциям демократизации общественных отношений, повышения открытости и прозрачности оценки эффективности работы образовательного учреждения, в целом муниципальных и региональных образовательных систем.

Задача системы образования — не просто готовить кадры для экономики страны. В первую очередь — это задача воспитания образованного человека, настоящего гражданина своей страны. Этот процесс начинается с детского сада и заканчивается в вузе, поддерживается различными отраслевыми институтами переподготовки и усовершенствования специалистов. Сейчас мы живем в стране с принципиально другой экономикой, нежели 15-20 лет назад, и реальность требует от нас соответствовать запросам этой экономики. Невозможно жить в новой стране и сохранять старую систему образования. Но, конечно, вводя новые механизмы оценки знаний, мы должны взять от прошлой системы все самое лучшее. Ведь все граждане российского общества имеют право на объективную и достоверную информацию о качестве российского образования. И, следовательно, органы управления образованием должны иметь инструменты для ее получения и публичного представления. В современной модели развития российского образования ЕГЭ является одним из ключевых элементов построения общероссийской системы оценки качества образования.

— Что же было плохого в старой системе образования, славящейся на весь мир? Ведь это из России «утекали мозги», а не наоборот?

— Действительно, наша старая система образования «родила» не одну тысячу выдающихся людей и настоящих патриотов России. Этому способствовало строгое соблюдение по всей стране стандартов объема и качества знаний, а также их оценки — любой учитель знал: пятерка ставится, если ошибок нет; четверка — если есть одна ошибка; тройка — если ошибок две; двойка — если ошибок больше трех. Правда, контрольные задания в разных школах по уровню трудности могли кардинально отличаться. «Троечник» физтеховской или МГУшной физико-математической школы в любой другой общеобразовательной школе был бы «круглым» отличником.

Кроме того, все дети учились по единым учебникам, а учителя использовали единые методические пособия — это приводило к унификации того объема знаний, который считался нормой. Огромную роль играли воспитательные программы, которые культивировали патриотизм и любовь к родине. Но был и существенный минус — субъективность в оценке знаний. Можно сказать, что работал «человеческий фактор», и, как следствие, — натянутые пятерки для активистов и тройки — для двоечников (лишь бы выпустить из школы).

— Итак, старая система оценки знаний ушла в прошлое, новая — стала законом. В чем причина неоднозначного отношения общества к ЕГЭ?

— Восемь лет разрабатывалась система независимой оценки знаний, способная дать объективную картину качества образования. Конечно, она показывает то, что мы имеем реально, и эти реалии нам часто не нравятся. Например, по данным министерства образования Ульяновской области, часть выпускников не сдадут ЕГЭ по математике и русскому языку. Раньше этим ребятам благополучно выставили бы тройки, и делай дальше, что хочешь… Сейчас же нужно приложить усилия, чтобы помочь им нормально адаптироваться в жизни. Это накладывает ответственность на органы власти и заставляет принимать конкретные решения. В Ульяновской области такие решения уже принимаются — для ребят готовят рабочие места, соответствующие их уровню образования. Эти выпускники могут поступить учиться в учреждения начального и среднего профессионального образования и получить рабочую специальность. ЕГЭ в этом случае вскрывает проблемы, делает их видимыми. А это, повторюсь еще раз, не всегда приятно.

— Понятно, что ЕГЭ, как и любой другой экзамен, не является причиной низкого качества знаний некоторых учеников, а лишь показывает реальную картину. А на сколько она объективна?

— Перед тем как ответить на ваш вопрос, давайте зададим себе другой: а с чем мы сравниваем степень объективности ЕГЭ? Если говорить о прежней системе оценки знаний, то ее степень объективности определялась исключительно личностью педагога, его собственными профессиональными предпочтениями, личным отношением к экзаменуемому. И «весы» в такой системе легко могли качнуться как в ту, так и в другую сторону. Работая раньше в Министерстве образования Российской Федерации, Федеральном агентстве по образованию, я постоянно получал от родителей много писем о необъективности оценок на традиционных экзаменах, и не только в школе. Для проведения ЕГЭ используются специально разрабатываемые контрольно-измерительные материалы (или как часто их называют КИМы). Над их созданием работают совместно школьные и вузовские специалисты-предметники. Все подготовленные задачи и вопросы тщательно проверяются на соответствующий уровень сложности, однозначность понимая задания.

ЕГЭ — это инструмент проверки знаний. Но поскольку это механизм, то его не обманешь и с ним не договоришься. Выпускник школы отвечает на специально подготовленные вопросы, точно соответствующие школьной программе. Ответы на части А и Б обрабатываются машиной (компьютером), часть С проверяют независимые эксперты. И поэтому выдается объективный результат. Система ЕГЭ уравнивает всех абитуриентов в возможностях, где бы они ни жили, и единственным критерием к поступлению в вуз становятся знания, полученные за годы учебы в школе. Получив свои результаты ЕГЭ, выпускник рассылает их в различные вузы, где хотел бы учиться, и ждет зачисления.

— Сейчас много разговоров о КИМах (контрольно-измерительных материалах). Особенно много нареканий к КИМам по гуманитарным предметам, в которых подразумевается многовариантность ответов. Как достигается объективность оценки по этим предметам?

— Разработкой КИМов занимается Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ). Эта работа идет беспрерывно в течение 8 лет. КИМы восьмилетней давности и сегодняшние — две большие разницы. И эта работа будет продолжаться. Любой грамотный человек понимает, что наука не стоит на месте. Естественно, новые знания придут в школьные учебники и будут отражены в КИМах. Что касается гуманитарных предметов, то есть официальная точка зрения, которая принята за основу. Именно эта часть знаний и проверяется КИМами. Дети должны знать тот необходимый минимум, который позволяет быть грамотным, социализированным человеком. Мы не против многовариантности точек зрения на те или иные процессы, в том числе и в гуманитарной сфере, ведь известно, что только в споре рождается истина. Именно поэтому учителю предоставлено право выбирать учебники, программы, методические пособия. Творческий подход в педагогике никто не отменял. Но учитель обязан дать ученику знания по утвержденной на текущий момент основной образовательной программе федерального государственного образовательного стандарта. Именно она и отражена в КИМах.

— На «круглом столе», посвященном ЕГЭ, который проводился в Законодательном собрании 2 апреля этого года, вы сказали, что рассматривается вопрос о введении подобной системы оценки знаний и в вузах?

— Действительно, в Министерстве образования и науки Российской Федерации этот вопрос прорабатывается. Это разумно. Но говорить о том, что решение уже готово, пока нельзя. Это достаточно долговременный и трудоемкий процесс. Ведь речь идет об оценке знаний студентов. Тем не менее многие вузы сами активно применяют автоматизированные способы оценки знаний студентов, используя задания, разработанные их ведущими преподавателями. Технология независимой оценки знаний студентов с использованием тестовых заданий регулярно применяется в последние годы при проведении оценки качества работы вуза при его подготовке к очередной государственной аккредитации. Поэтому для студентов многих вузов такой способ оценки знаний совсем не новость. Проблема в другом. Применение автоматизированных способов оценки знаний с использованием компьютерных технологий лишает администрацию вуза, деканаты возможности «исправить» плохие показатели успеваемости студентов и тем самым улучшить показатели своей работы. Как, впрочем, и наоборот. Сколько ни будет вглядываться плохо успевающий студент в экран компьютера, он не увидит там сострадания по поводу отсутствия требуемых знаний.

— Коль скоро речь зашла о студентах… Как государство защитит студента во время кризиса?

— 20 февраля Государственная дума приняла заявление об антикризисных мерах, в котором учтены инициативы президента России Д.А. Медведева, направленные на поддержку студенчества. Эти инициативы были поддержаны IХ съездом Российского союза ректоров. Во-первых, это предоставление возможности перевода успешно обучающихся контрактных студентов на вакантные бюджетные места в вузах, во-вторых, это фиксация стоимости обучения в рублях на весь период получения образования без учета инфляции, в-третьих, это внесение поправок по образовательному кредитованию. Суть поправок в том, чтобы кредитование осуществляли банки с государственным участием, предоставляя льготную процентную ставку не выше 11,5% годовых, которая будет субсидироваться за счет федерального бюджета, а срок погашения был продлен до 10 лет после окончания вуза. Сегодня же стоимость образовательного кредита доходит до 24% годовых. Это, согласитесь, не в пользу студента. Кроме того, рассматривается вопрос о возвратных государственных субсидиях. Получая такую субсидию, студент по договору должен отработать определенное количество лет. Если отрабатывает — не возвращает деньги, если же нет — вынужден вернуть.

— А что делается, чтобы поддержать молодого специалиста, выпускника вуза? Сейчас перепроизводство юристов, экономистов, гуманитариев, что делать им в условиях кризиса, если они не могут найти работу по специальности?

— Это очень сложный вопрос, но мы им тоже занимаемся. Депутаты Государственной думы внесли законопроект о праве вузов создавать свои малые предприятия, которые дадут дополнительные места для трудоустройства выпускников. Вузам и ссузам будет также дана возможность перепрофилировать выпускников по краткосрочным учебным программам, если новоиспеченные специалисты не могут реализовать себя по полученной профессии. Кроме того, нужно помнить о том, что задача высшей школы не только дать профессию, но и растить молодых ученых. Именно поэтому Минобрнауки России увеличивает в этом году на 20 тысяч количество бюджетных мест в магистратуре и на 3 тысячи — в аспирантуре.

— Увеличение количества бюджетных мест в магистратуре — это хорошо. Ведь оценка участия России в Болонском процессе по-прежнему не однозначна. Высказывают мнение, что бакалавры — это недоучки, учатся в вузе, а высшего образования не получают?

— Участие в Болонском процессе прежде всего облегчает жизнь самим студентам, давая им право работать по выбранной специальности после 4 лет обучения. А в магистратуру идут те, кто нацелен на научную работу, серьезные исследования. К тому же, сейчас большой спрос на выпускников бакалавриата. Но и здесь мы не копируем слепо западную систему. Те, кто готовит специалистов технического профиля, инженерных направлений, считают, что образования, полученного в системе бакалавриата, недостаточно. Но закон позволяет сохранить специалитет — традиционный пятилетний срок подготовки. Перечень вузов со специалитетом сейчас дорабатывается правительством. Таким образом, благодаря присоединению России к Болонской конвенции у нас сложилась четырехуровневая система высшего образования: бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура. То есть, мы не только сохранили прежнюю систему, но и создали дополнительные возможности для выбора студентами новых, наиболее предпочтительных для них образовательных траекторий.

Нельзя не сказать, что вхождение в Болонский процесс поставило новые задачи не только перед образовательной отраслью. Необходимо внести много изменений в квалификационные требования к должностям, другие нормативные документы, регулирующие трудовые отношения между работодателями и специалистами, получившими степень бакалавра. Построение трудовых отношений должно в максимальной степени соответствовать набору квалификаций, получаемых студентами по окончании вузов.

— Из нашего разговора как-то «выпала» тема ссузов и их выпускников. Как они вписываются в сложившуюся систему образования?

— Любой учитель или преподаватель скажет вам, что главное в образовании — это преемственность и доступность. И наша задача обеспечить эту преемственность и доступность. Сегодня выпускники ссузов — самая востребованная категория специалистов. В стране катастрофическая нехватка молодых специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих. Развитие начального и среднего специального образования обеспечивается в рамках приоритетного национального проекта «Образование», федеральной целевой программы развития образования. За последние годы на базе ведущих ссузов создано более двухсот ресурсных центров, оснащенных самым современным оборудованием. Предпринимаются значительные усилия, чтобы улучшить условия труда и повысить заработную плату мастерам производственного обучения.

У выпускников ссузов должна быть возможность продолжения обучения и получения высшего образования. В начале этого года мы внесли поправки в действующее законодательство, предоставившее выпускникам учреждений среднего профессионального образования право поступления в вузы по результатам вступительных испытаний, проводимых самим учреждением высшего профессионального образования, если они поступают на профильные специальности. Добавлю, что соответствующим приказом Министерства образования и науки Российской Федерации предусматривается также поступление в вуз по результатам вступительных испытаний для тех, кто окончил школу до 1 января 2009 года и подает документы на заочную или вечернюю формы обучения. Это те изменения, которые приняты, вступили в действие и распространяются на поступающих в этом году.

— Григорий Артемович, огромное спасибо за разговор и столь актуальную информацию для жителей нашего города и области, ведь практически в каждой семье есть школьники или студенты.

— Спасибо вам за предоставленную возможность рассказать всем родителям, учащимся и студентам о возможностях современной системы российского образования и процессах, которые в ней происходят. Желаю выпускникам и их родителям успешной сдачи ЕГЭ и поступления в вуз.