На днях в редакцию «МГ» пришло письмо от главврача ГУЗ «Ульяновский областной клинический кожно-венерологический диспансер» Магомеда Магомедова, который решил с позиции главврача изложить своё видение перемен в ульяновском здравоохранении.
– Не могу оставаться равнодушным, когда все ругают медицину. Я главврач – и знаю ситуацию. Если кто-то кричит, что медицина идёт на дно – уверяю, что это «заслуга» конкретного руководителя конкретного лечебного учреждения, а никак не отрасли в целом.
С 1 января 2009 года мы перешли на систему одноканального финансирования и новую «отраслевую» систему оплаты труда. Всё это -одноканал, новые зарплаты и снабжение стационаров медикаментами – три звена одной цепи.
Деньги с 1 января 2009 года идут в конкретные ЛПУ через страховые полисы, за пациентом. Одноканальная система внедрена на территории региона не полностью, только по пяти статьям расходов ЛПУ:
1. Заработная плата.
2. Начисление на заработную плату.
3. Медикаменты, реактивы и посуда для лаборатории.
4. Продукты питания.
5. Мягкий инвентарь.
Деньги в ЛПУ поступают только по выполненным объёмам медицинской помощи населению области, т. е. лечебные учреждения в конце каждого месяца предоставляют реестры пофамильно на каждого больного – либо стационарного, либо амбулаторного.
Главный плюс – это очень прозрачная система финансирования, которая позволяет контролировать расходование средств на оказание медицинских услуг. И многим руководителям такая система финансирования, видимо, не нравится.
Ранее существовавшая система финансирования – сметное бюджетирование – менее прозрачна в сфере оказания медуслуг. Она менее ориентирована на результат, на оказание помощи конкретному больному. Она была направлена на содержание больших площадей и большого количества штатов.
Если говорить в целом, одноканал и новая система оплаты труда – это момент истины для каждого руководителя конкретного лечебного учреждения. Все мы живём в рамках своей зарплаты, укладываемся в неё. Каждое лечебное учреждение имеет свой бюджет – уж какой есть. Рассчитывается эта сумма по спущенным сверху, федеральным нормативам.
Почему где-то бюджет больше, а где-то меньше? Это зависит от бюджета конкретного субъекта Федерации. Если в нашем регионе он дефицитный – соответственно, дефицитна и программа госгарантий. Впрочем, как и в большинстве регионов страны. На все здравоохранение в России выделяется сегодня порядка 3% ВВП. На Западе – 16%. У нас недостаточная, дефицитная программа государственных гарантий -1 700 рублей. В Самаре, учитывая их недефицитный бюджет – более 3 тысяч в год. Но всё же она, по сравнению с прошлым годом, выросла более чем в два раза.
Итак, есть бюджет больницы. Хороший хозяин распределит его так, что хватит на всё. Пусть по минимуму – мы живем в таких условиях – но на всё.
Да, нам пришлось ужаться. Поэтапно с 2005 года мы начали сокращать коечный фонд – с 185 до 60 коек. На качество это никак не повлияло – очередей на госпитализацию в кожвендиспансере нет. Оптимизация, правильная организация работы – это единственно верный путь. Особенно сегодня, во время кризиса.