В культурной жизни дореволюционного Симбирска видное место занимает жизнь и деятельность епископа Курганского Константина Прокопьевича Прокопьева, впоследствии расстрелянного в тридцатые годы. Он родился 14 мая 1872 г. в с.Ново-Ильмовом Кусте Буинского уезда Симбирской губернии. После окончания начальной школы он поступил в Симбирскую чувашскую учительскую школу, которую окончил с отличием. О нем в сентябре 1896 г. И.Я.Яковлев писал: «Очень способный человек и деловой, энергичный священник».

В журнале «Известия Общества археологии, истории и этнографии» при Казанском университете Прокопьев опубликовал свои труды «Брак у чуваш», «Похороны и поминки у чуваш», «Обряд прохождения в земляные ворота», статьи по вопросам истории распространения христианства и просвещения нерусских народов Поволжья, широко известные специалистам.

Желая быть ближе к делу образования сородичей, Прокопьев не поехал в Казахстан и на Кавказ, куда ему предлагали ехать, а остался в Симбирске в качестве законоучителя в коммерческом училище. В марте 1906 г. его уволили с должности за политическую неблагонадежность в связи с забастовкой учащихся, и он целый год оставался без работы.

После Октябрьской революции Прокопьев работал управляющим свечным заводом, заведующим пасекой сельскохозяйственного отдела Челябинского губернского исполкома. 2 октября 1937 г. Прокопьев был арестован на работе за участие якобы в контрреволюционной повстанческой организации духовенства как ее руководитель. В следующем году его расстреляли. Реабилитирован в 1957 году.

В архиве Чувашского государственного института гуманитарных наук я нашел интересный документ, который раскрывает не только сложную обстановку в то время, но и личность нашего земляка, его твердую гражданскую позицию и революционные убеждения. Константин Прокопьевич написал письмо в президиум Курганского исполкома, пронизанное трагизмом своей судьбы и надеждой на положительный исход: «Как состоявший на церковной службе, я был лишен прав голоса и хотя с 10 октября 1925 г., добровольно отказавшись от культовой службы, я вышел за штат и с тех пор не исполняю никакой церковной службы, я и до сего времени остаюсь бесправным гражданином. Такое положение является для меня обидным и тягостным в нравственном отношении и лишает меня возможности честным полезным трудом добывать себе кусок хлеба и приносить посильную пользу родной стране. Поэтому настоящим прошу Президиум Исполкома восстановить меня в правах гражданина».

Письмо датировано 1930 годом. Тогда ему было 68 лет. Через 7 лет он был расстрелян как враг народа. Место захоронения неизвестно. Письмо К.П. Прокопьева не было, по-видимому, рассмотрено президиумом Курганского исполкома. Только через два года обжалование было послано к М.И.Калинину. Прочитал ли это письмо Михаил Иванович? Вряд ли, во всяком случае никаких мер по письму принято не было. К.П.Прокопьев стал жертвой репрессий.

Земляки его на родине не забыли и чтят его имя. День его памяти отмечается в Новоильмовской средней школе Дрожжановского района.

Н.А.Казаков, Г.Н. Прилучных