В последнее время ульяновцы все чаще обращаются в суд с исками о защите прав потребителей. Например, если в 2007 году мировыми судьями Засвияжского района было рассмотрено 236 подобных дел, то в 2008 году количество таких дел возросло до 438. В основном такие иски судами удовлетворяются. Но иногда между потребителями и продавцами возникают спорные вопросы. Например, покупатель повредил товар в магазине или не хочет сдавать свои вещи в камеру хранения. Как быть в таких ситуациях? На вопросы «НГ» ответила мировой судья судебного участка № 2 Засвияжского района Татьяна Крамаренко

— Скажите, имеют ли право сотрудники или охрана магазина (ЧОП) заставлять покупателей сдавать личные вещи в камеру хранения, а также досматривать личные вещи при выходе из магазина?

— Нет. Такого права ни у сотрудников магазина, ни у охраны нет. Сдавать личные вещи в камеру хранения (которые сделаны для удобства посетителей) вы можете по желанию. Вы можете смело заходить в магазин со всеми своими сумками и рюкзаками. Правда, будьте готовы к тому, что в магазине за вами неотступно будет ходить охранник. Если в ваших вещах уже находятся вещи, аналогичные тем, которые есть в магазине, то об этом стоит предупредить менеджера. Иначе на выходе у вас могут потребовать доказательства того, что продукты приобретены в другом месте. Обыскивать покупателя (его сумки) ни охрана магазина, ни администрация не могут. Если у охраны возникли сомнения (есть подозрения на кражу), то должны вызвать милицию.

— А если покупатель случайно повредил товар в магазине? Должен ли он уплачивать стоимость поврежденного товара?

— В ситуации, когда покупатель по неосторожности повредил товар, вступает в силу статья 1064 ГК РФ «Общие основания ответственности за причинение вреда». «Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред». Вот здесь мы сталкиваемся с понятием вины в гражданском праве. И придется смириться с тем, что вина не всегда предусматривает наличие умысла. Причинение вины по неосторожности не избавляет от ответственности от возмещения убытков. При этом не имеет никакого значения, является ли лицо, причинившее вред, потребителем или нет. Однако есть некоторые другие исключения из общего правила. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Например, если один посетитель магазина толкнул другого, а тот разбил товар. Тогда виноват будет тот, кто толкнул.

— Может ли покупатель при обнаружении недостатков товара требовать его замены или возврата стоимости, если утрачен чек?

— Да, может. Об этом прямо говорит ч. 5 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»: «Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований». Кроме того, в соответствии со ст. 493 Гражданского кодекса РФ отсутствие у потребителя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора.

Подготовил Арсений КОРОЛЕВ