Жители Ульяновска, составляющие половину населения области, клянут дороги чуть ли не ежедневно. При этом, по словам министра промышленности и транспорта Вильдана Зиннурова, «в целом дорожная сеть региона находится в достаточно удовлетворительном состоянии». Парадокс?

Да, скорее всего, нет. Просто ульяновцы ездят по дорогам муниципального значения, а Вильдан Ханниевич ведет речь о дорогах региональных и проходящих по территории области федеральных. То ли контроль над их качеством, так же, как и над качеством их ремонта, осуществляется жестче, то ли подрядчики выполняют свою работу ответственнее, то ли еще что. Но факт остается фактом. Дороги между населенными пунктами в нашей области лучше, чем у соседей. И лучше, чем в Ульяновске. Можете сравнить.

Всего в ведении областного министерства находится четыре с половиной тысячи километров дорог межмуниципального и регионального значения, 352 мостовых перехода и шесть участков федеральных трасс общей протяженностью 429,5 километра. В текущем году из областного бюджета на них планировали потратить более миллиарда рублей, но кризис сказал свое веское слово, и сумма уменьшилась почти вдвое – 598 миллионов.

Что будет сделано на эти деньги?

Впрочем, не только на эти, но и на добавленные, по принципу софинансирования, из федерального бюджета. Напомним, открывая в Санкт-Петербурге совещание по развитию транспортной системы в минувший вторник, премьер-министр Владимир Путин сообщил о снижении требований по софинансированию. Теперь 95% расходов возьмет на себя федеральный бюджет, только 5% вместе прежних 20 – бюджеты территорий. По мнению главы правительства, такое решение позволит не замораживать строительство даже в наиболее пострадавших от кризиса субъектах Федерации.

Итак, реконструированы автодорога «Инза – Оськино – граница области», мулловский участок дороги «Ульяновск – Димитровград – Самара», мостовой переход на дороге «Сурское – Шумерля» и мостовой переход через Канадей в Николаевке. Также начнутся работы по строительству и ремонту автодорог к населенным пунктам с численностью жителей более 125 человек и протяженностью подъездов до пяти километров.

И, разумеется, в этот же список входит новый мост через Волгу.

В отличие от подавляющего большинства объектов дорожной отрасли федерального значения финансирования Ульяновского моста кризис практически не коснулся. (Не более чем на 15 процентов кроме нашего моста секвестрировали строительство всего трех объектов в европейской части России и сочинский, читай – олимпийский, план работ). В результате единственное, от чего пришлось отказаться, так это от первоначальной идеи пуска скоростного трамвая. Хотя и это связано не столько с вопросами финансирования, сколько с отсутствием в Ульяновске развитой инфраструктуры электротранспорта.

Как и было объявлено, после вложения трех миллиардов 357 миллионов рублей, уже в конце апреля будет установлен последний пролет, 18 октября начнутся тестовые испытания, а в декабре – новый мост откроется для транспорта.

К системе нового моста, по большому счету, относятся модернизация связки дорог «Казань – Ульяновск»-«Ульяновск – Самара» (подходы к мосту) и строительство второго пускового комплекса, решающего задачи по развитию дорожной сети областного центра. (Первый, как известно, обеспечит движение транзитных транспортных потоков).

Что еще входит в планы развития дорожного хозяйства региона? Разумеется, комплекс работ, именуемый «содержание действующей сети и сооружений» (из областного бюджета на него выделено 190,5 миллиона, а все работы начались первого апреля). В понятие входит ямочный ремонт, очистка, окраска и замена павильонов, знаков, дорожных ограждений и нанесение горизонтальной разметки.

Если качество работ по последним двум пунктам большую часть населения интересует мало, то ямочный ремонт – это та самая штука, о которой не прочь поговорить каждый.

Итак, в текущем году ямочный ремонт будет выполнен на площади 110 тысяч квадратных метров, 35 процентов которых будут реконструированы по новой технологии. Это и использование «холодного» асфальта, и «литой» асфальтобетонной смеси, и струйно-инъекционный метод. Кстати, по словам генерального директора ОГУП «Ульяновскавтодор» Владимира Цыцулина, струйно-инъекционный способ, получивший у нас наибольшее развитие из всех новых технологий, до сих пор неизвестен большинству соседних регионов.

Говоря о новых технологиях, нельзя не упомянуть, что в прошлом году в обновление техники «Ульяновскавтодором» было вложено более 64 миллионов рублей, освоен выпуск «холодного» и «литого» асфальта, в области вступил в строй комплекс для получения щебня необходимого качества, 13 апреля запущен асфальтобетонный завод в Кузоватово, близится к завершению модернизация еще пяти заводов этого типа.

Впрочем, дороги дорогами, но областное правительство не выпускает из виду и поддержку рынка занятости труда. Тем более что ремонт, строительство и содержание в порядке дорог является благодатной почвой для организации такой формы занятости, как общественные оплачиваемые работы.

ОГУП «Ульяновскавтодор» заключил с органами службы занятости необходимые договора о совместной деятельности в этом направлении. На данный момент, к сожалению, ОГУП загружен контрактами всего на 56 процентов от собственных мощностей. Поэтому, с целью сохранения коллектива, пока общественные оплачиваемые работы выполняют его сотрудники. (По «Форме № 9», регламентирующей проведение данных работ в форме сохранения рабочих мест для граждан, оказавшихся под риском увольнения, по постоянному месту работы).

С уверенностью можно сказать, что уже летом «Ульяновскавтодор» начнет заключать договора по общественным оплачиваемым работам не только со своими сотрудниками. Дело в том, что очень большой объем работ (и достаточно большой объем выделенных средств) придется в этом году на приведение в порядок придорожных земель (так называемых полос отчуждения). Проблема в том, что эти земли принадлежат кому угодно и находятся в разнообразнейших формах собственности. Как только будут решены межведомственные разногласия и приняты соответствующие законодательные акты – начнется набор желающих работать, а не просто получать минимальное пособие.