Научные исследования ульяновских школьников из экспериментальной творческой группы «Солярис» были признаны лучшими на нескольких всероссийских конкурсах.
Ноутбук – за дружбу О достижениях школьников из «Соляриса» и их научных разработках мы пишем регулярно. На днях руководитель творческой группы Илья Иванов порадовал очередной новостью. Вместе с ребятами он вернулся из поездки в Санкт-Петербург и Москву. Ульяновские школьники приняли участие сразу в нескольких научных конференциях и конкурсах и привезли домой кучу наград и призов.
Пятеро учащихся – Владислав Айдаров, Кирилл Родионов, Григорий Макогонюк, Александр Седов и Артем Закиров – и их руководитель посетили научно-практическую конференцию «Будущее сильной России», Юношеские чтения имени Вернадского, конкурс «Эра фантастики» и олимпиаду «Созвездие». На трех из этих мероприятий они единственные представляли Ульяновск.
Дипломы и грамоты, привезенные ребятами с конференций, представляют толстую стопку. Еще больше стопка врученных им в качестве призов книг. А главным призом стал подаренный на конференции «Будущее сильной России» в Санкт-Петербурге ноутбук. Им жюри решило отдельно наградить нашу команду как самую дружную. Впрочем, не только наградами и занятыми местами могут похвалиться теперь школьники. Как всегда, их проекты, представленные на конференциях, были основаны на интересных исследованиях. Кстати, круг тем, за которые берутся в «Солярисе», постоянно расширяется. Сейчас это уже физика, программирование, космонавтика, философия, психология, нанотехнологии и другие.
Не хватает машины времени Например, Кирилл Родионов представлял философскую работу под названием «О возможности перемещения во времени в различных моделях реальности». Существует несколько моделей нашей реальности, предложенных учеными. Доказать, что одна из них является единственно верной, пока никто не смог.
Поэтому Кирилл, решив выяснить, насколько возможно совершить путешествие во времени, выбрал для исследований несколько моделей реальности. В своей работе он показал, что перемещения во времени возможны в условиях нелинейных моделей. А теория относительности Эйнштейна говорит о том, что к нашей реальности только такие модели и применимы. Поэтому, считает Кирилл, перемещения во времени вполне могут воплотиться в нашу жизнь.
Сейчас, говорит он, для этого не хватает только технологий. Раньше и в СССР, и в США исследования на эти темы велись, но результаты их остаются засекреченными. Работа Кирилла получила диплом на чтениях имени Вернадского и заняла третье место на олимпиаде «Созвездие».
Пока же машину времени еще не изобрели, Кирилл путешествует в своих мыслях. Кроме научной работы, на конкурсе «Эра фантастики» он представил свой научно-фантастический рассказ «Зов из прошлого».
Рассказ был признан лучшим, и Кирилл получил первое место. В дальнейшем, говорит школьник, возможно, из рассказа у него получится целый роман.
На «Созвездии» же первым стал Влад Айдаров с проектом космического корабля с активным солнечным парусом. Темой этой Влад занимается достаточно долго, и о его разработке мы уже писали. Школьник предлагает создать пилотируемый космический корабль, который будет использовать энергию солнечного ветра. Разрабатываемые современными учеными космические корабли с солнечным парусом пока являются непилотируемыми.
Победили с пупиллоскопом На конференции «Будущее сильной России» наши школьники заняли первое и третье места. Третьими стали Александр Седов и Григорий Макогонюкс исследованием по нанотематике. Это первая и пока единственная работа школьников на тему нанотехнологий в Ульяновске. Выполняли ребята ее в центре нанотехнологий УлГУ.
А первое место жюри отдало совместной работе Гриши Макогонюка и Артема Закирова. Ребята решили взяться за психологию – изучали возможности подпороговых, то есть влияющих на подсознание, воздействий на психику человека.
В частности, они проводили интересные эксперименты. В спокойную музыку с помощью компьютерной программы редактирования аудиозаписей вставляли фрагменты речи.
Делали это так, чтобы заметить их и воспринять на слух осознанно человек не мог. Затем давали музыку со вставками послушать участнику эксперимента и наблюдали, как реагируют на вставки зрачки глаз.
Для этого пришлось соорудить специальный прибор-маску. Она надевается на голову участника эксперимента, и вмонтированная в маску веб-камера фиксирует все изменения, происходящие со зрачком. Прибор получил оригинальное название «пупиллоскоп» – от латинского «зрачок».
Оказалось, хоть человек вставки в музыке вроде и не замечает, на подсознание они воздействуют. Причем был доказан не только факт самого воздействия, но и его эмоциональной окраски. Когда проигрывался кусочек со вставленной положительной фразой, например, «ты молодец», зрачок сужался. Когда оценка была отрицательной – расширялся.
Эксперименты и наблюдения за воздействием на психику человека школьники планируют продолжить.
Очередным этапом станут наблюдения за группами людей. Специально для этого питерский профессор Константин Коротков подарил ульяновцам изобретенный им прибор.
Планируя новые исследования, школьники из «Соляриса» уже готовятся к следующей поездке. В мае их пригласили в Обнинск и Малоярославец на всероссийский конкурс «Первые шаги в науку».
Лидия ПЕХТЕРЕВА