В одной песне советских времен есть слова: «Детство мое, постой, не спеши, погоди. Дай мне ответ простой, что там впереди?» А, оказывается, там, далеко впереди,- возвращение к детским увлечениям. Во всяком случае так произошло у женщин из клуба декоративно-прикладного творчества «Берегиня». Недавно они позвонили в редакцию и пригласили наших корреспондентов в библиотеку НИИАРа на открытие выставки кукол, сделанных собственными руками
Нафаня, Хлопотунья и… Тимошенко
В большой аудитории развернулось бабье, извините, кукольное царство. Куклы всех размеров, выполненные в разных техниках, расположились на столах и на стенных панно. Их авторы и исполнители — несколько женщин-рукодельниц из клуба «Берегиня», которым на протяжении ряда лет руководит Надежда Славинская.
В момент нашего приезда Надежда Яковлевна с подругами трудилась над очередным кукольным шедевром. По соседству с ними чуть ли не в человеческий рост за самоваром восседали Дед с Бабой, рядом резвились тряпичные карапузы, чуть поодаль от всех стояла кукла Юлия Тимошенко в компании Нафани и Хлопотуньи.
— Первыми посетителями выставки были дети, — рассказывает Надежда Яковлевна. — Мы не ожидали от них такой бурной реакции. Ребятишки обнимались с Дедом, целовали Бабу, с удовольствием фотографировались со сказочными персонажами, а уходя, обещали, что приведут к нам своих мам и бабушек.
— Кто изготовил больше всего кукол?
— Валентина Григорьевна Бородина! — хором ответили женщины.
Ситцевое чудо
Знакомимся с Валентиной Григорьевной:
— Сколько лет вы ходите в клуб «Берегиня»?
— Пять. Вышла на пенсию и занялась прикладным искусством.
— А где до этого работали?
— Товароведом на базе.
— Вроде, профессия не творческая…
— Да. Во время трудовой деятельности было не до увлечений разными поделками. В молодости я вышивала. Навыки остались. На пенсии появилось свободное время заняться любимым делом. Сначала я познакомилась с Майей Александровной Лимаренко, научилась технике оригами. Затем Светлана Ивановна Дудкина обучила меня плести макраме.
— А почему вы решили в куклы играть?
— Как-то мне в руки попалась книга о русской тряпичной кукле. Меня она так заинтересовала, что я решила попробовать шить куклы сама. Сначала это были небольшие изделия под названиями «Мамки», «Нянюшки», «Цацка». Потом были куклы-обереги. Появились Нафаня с Хлопотуньей.
— Из чего они сделаны?
— Из обыкновенного ситца! Это легкий, радостный, добрый материал. Лоскуты нам несут все, кто занимается шитьем. Так что здесь безотходное производство.
— Я вижу, что у некоторых кукол головы и лица сделаны из твердого материала.
— Да, ведь мы еще занимаемся и тестопластикой. Вот, например, дама с косой вокруг головы тоже из теста. Я ее изготовила, как говорится, на злобу дня. Уж очень часто она мелькает в СМИ.
— Какая ваша любимая кукла?
— Ее зовут Берегиня, это символ нашего клуба. Сделана она из обычной мешковины.
— Сколько всего кукол вы сделали?
— Больше тридцати. Мне нравится рукодельничать, общаться с женщинами-берегинями. Сама провожу для ребятишек экскурсии по нашим экспозициям. Не все же на лавочке возле дома сидеть!
Компания
Женщины, не останавливая работу, показали нам кукол-перевертышей. Например, вывернешь одной стороной — получается обычная женщина, вывернешь другой — невеста.
Мастерицы с нашим приходом отвлеклись от своих обычных разговоров. А вообще за работой они говорят о политике, творчестве, обсуждают фильмы, обмениваются впечатлениями о прочитанных книгах. В общем, дружная компания, скрепленная общими интересами. К ней иногда присоединяются сотрудницы библиотеки НИИАРа, делают подборки книг по темам выставок.
Женщины здесь собираются почти каждый день часа на два. Они не знают, что такое одиночество в преклонном возрасте. Зато прекрасно знают, что такое радость от любимого дела и его результата, которыми можно поделиться со всеми горожанами!
Ирина РОМАНОВА