Опыт Ульяновского государственного университета в сфере телемедицины представлен на всероссийском уровне.

Заместитель директора Института медицины, экологии и физической культуры УлГУ профессор Радик Хайруллин принял участие в Международной выставке «Медсофт-2009». Он выступил на заседании «круглого стола», посвященного информационным образовательным технологиям дистанционного обучения в медицине.

В УлГУ приглашение на форум поступило от Анатолия Мыльникова, руководителя Московского специализированного центра новых информационных технологий, специалиста Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова. В начале года УлГУ совместно с «Сеченовкой» провел цикл повышения квалификации преподавателей университета «Образовательная инноватика» посредством телемедицинских технологий. Эта новация позволила сэкономить расходы университета на повышение квалификации на сумму более 1,3 миллиона рублей и заявить об успешном опыте работы на всю страну.

— Когда в Москве узнали, что УлГУ — лидер среди вузов Поволжья в сфере образовательных телетехнологий, нас пригласили поделиться опытом, — рассказывает Радик Магзинурович. — Доклад был встречен с большим интересом. Я без ложной скромности рассказал о том, что на многих разработках Ульяновского госуниверситета можно ставить штамп «Впервые в России», а то и «Впервые в мире», и доказал, что так оно и есть. Например, в этом году наш проект по проведению интернет-олимпиад по латинскому языку был представлен на Международной выставке «Электронное здравоохранение и телемедицина“ в Люксембурге», вызвал большой интерес и был расценен как новая образовательная технология. Такие олимпиады позволяют преодолеть пространство, барьеры между вузами, по сути, это Болонская конвенция в действии – ведь Болонский процесс требует мобильности студентов и преподавателей.

В результате, учитывая опыт УлГУ в области телемедицины, участники «круглого стола» приняли резолюцию, в которой заявили о необходимости создания национальной образовательной телекоммуникационной системы на базе телемедицинских центров вузов. В документе также подчеркнуто, что дальнейшее развитие образовательных систем будет определяться все более широким распространением информационных компьютерных технологий в обучении.

По словам Радика Магзинуровича, на форуме много говорилось о том, что в настоящее время информатизация стоит на первом месте в концепции здравоохранения, которую сейчас разрабатывает Минздравсоцразвития. Мощнейшие потоки информации – данные пациентов, сведения о лекарственных средствах, статистика, медицинские формы, нормативы, стандарты лечения – все это требует обработки. Медучреждения на свой страх и риск внедряют элементы информатизации, чтоб облегчить себе работу. Но это процесс стихийный. Для систематизации работы в структуре Министерства здравоохранения и соцразвития организовано новое подразделение – Департамент информационных технологий.

Структура будет заниматься и другими проблемами. С 1 января 2010 года вступает в силу 152-й Закон о персональных данных. Вся информация, что пациенты сдают в поликлинику, должна попасть под соответствующие правила сбора, обработки, хранения. Несложно представить, что колоссальная работа станет для медучреждений «головной болью». Тем более, что все эти данные — конфиденциального характера и требуют надежной защиты.

Не первый год звучат разговоры и об электронном паспорте здоровья, в котором соединятся все данные по истории болезни. Разрабатывается схема этого документа, рано или поздно его будет иметь каждый россиянин.

Еще одна проблема, обсуждавшаяся на форуме, — необходимость жесткой сертификации информационных и программных продуктов медицинского рынка. Большинство из них соответствует только техническим требованиям, но не отвечает требованиям Минздравсоцразвития.

— Новинок информационных технологий на выставке было представлено множество, — рассказывает профессор Хайруллин. – Например, конструкторы сайтов для врачей. Я считаю, что любой должен иметь возможность зайти в Интернет и посмотреть, когда принимает врач, записаться на прием, а не обрывать телефоны. Очень интересной мне показалась информационная система «Участковый врач» в виде карманного персонального компьютера. Она содержит описание всех болезней, лекарственных средств, нормы лабораторных исследований, нормативные документы. При этом вся база еженедельно обновляется. Есть интересные предложения по созданию электронных средств обучения. На нашей кафедре анатомии человека мы уже начали дублировать все лекции преподавателей в форме электронных презентаций. Но наши коллеги в других вузах идут еще дальше, сопровождая эти презентации видеоматериалом. Ведь материал хорошего лектора уникален. С каким бы удовольствием я послушал сейчас лекции Пирогова, будь в его времена нынешние технологии! Убежден, что каждый лектор должен создавать свой виртуальный курс, они должны объединяться в виртуальную кафедру. Развитие медицины при всей ее консервативности без новых технологий невозможно. А образования – тем более.