Вторую неделю звоню знакомой – надо бы встретиться. И слышу в ответ: «подхожу к театру», «готовлюсь к уроку, тема — сложная». Онажды совпало: она идет в театр. Я не собиралась, но – свободна, почему бы и не сходить. Вижу в зале она не одна – с девочками из ее школы. Когда идем домой, эти девочки удивляют меня готовыми рецензиями на спектакль. Наконец мы остаемся одни. Вижу, что мысли моей собеседницы где-то далеко:

– Нина Ивановна, вы все о спектакле?

– Скорее, о завтрашнем уроке. Будем обсуждать постановку.

Такое погружение в работу учителя общеобразовательной школы – удивляет и волнует. Нина Ивановна Ватрушкина по первой профессии – библиотекарь. Закончила Ленинградский институт культуры. Работала в библиотеках – областной для детей и юношества (создавала музыкально-нотный отдел) и центральной городской. Часто бывала в школах. Рассказывала о том, до чего у учителя-предметника «руки не доходили». «Да вы же тот человек, кого мы давно ищем, – говорили в школах, – у нас проблемы с преподавателями мировой художественной культуры».

Как-то в целях самообразования попала на курсы МХК при институте повышения квалификации педагогов. Узнала, в частности, что у библиотекаря и преподавателя МХК много общего. Этот предмет знакомит с архитектурными и литературными стилями, изобразительным искусством и художниками разных стран и эпох, музыкой и поэзией. Как правило, разбираются хотя бы в одном виде искусства единицы. Но есть группы ребят, которым неведом этот мир, и Нина Ивановна убеждена — это страшно.

В общем Ватрушкина поддалась на уговоры знакомых педагогов и перешла в школу. Ей повезло: ребята её класса были по-хорошему любопытны. «Это был класс, о котором мечтает каждый учитель. Они меня просто слушали», – восхищается Нина Ивановна. Особенно внимательно слушал Алеша Суворов: в его глазах отражалось то, ради чего, собственно, и стоило менять свою жизнь.

За десять лет работы перед ней прошли сотни ребят. Кто-то из них легко воспринимал предмет. Но были ребята, к душам которых приходилось пробиваться. «Тревожно, – поеживается Нина Ивановна, – когда у ребенка равнодушные и пустые глаза. А вдруг я неинтересно рассказываю!». И она в который раз садится к компьютеру, который за годы работы в школе превратился в энциклопедию мировой художественной культуры. Наверное, скучающему подростку понравится, если начать с современной рок-музыки? В таких поисках и сомнениях проходит вечер. Иногда утром проявляется то, что не получилось вчера. И, забыв про недоеденный бутерброд, Нина Ивановна бросается к своей «Рабочей тетради». «Да что это за работа такая, – недоволен муж, – получаешь гроши, а думаешь о ней сутками»…

Нина Ивановна приглашает на свои уроки местных поэтов, писателей, художников. Многие из её учеников полюбили театр. Нельзя, убеждала она, считать себя культурным человеком и пропускать выставки и премьеры. Предлагала ребятам почувствовать себя актерами. Однажды ставили «Сон в летнюю ночь» Шекспира. Давно вышли из школы ее первые Гермии и Лизандры. Мама одного из юных актеров рассказывает, что сын и сегодня отвечает, отшучиваясь, цитатами из пьесы и просто любит театр. А недавно ребята с Ниной Ивановной посмотрели и обсудили фильм «Тарас Бульба». В отличие от многих своих сверстников они знают, кто режиссер фильма, почему он позволяет себе «отходить от текста», что это ему и зрителям дает.

Нельзя сказать, что все в ее работе гладко: к сожалению, есть люди, которые считают ее предмет лишним, мешающим процессу обучения. Далеко не все ребята слушают ее предмет так, как когда-то слушал её Алеша Суворов. Не раз и не два подступало желание уйти из школы. Но, как признается Нина Ивановна, «я уже не могу от своего предмета оторваться». И она снова ищет новые книги, просматривает пачки журналов. Ребята ее классов делают электронные презентации и занимают призовые места на конкурсах. А классные руководители отмечают, что уроки Ватрушкиной в какой-то степени изменили детей – они не ленятся читать и смотреть все то, что она предлагает. Им нравится расти.

«Я знаю, что Нина Ивановна расскажет так, что мне захочется узнать об этом еще больше, – признается ученица Ирина Миронова. – Мы по-взрослому обсуждаем тему, у каждого из нас есть возможность высказать свою точку зрения. И нам завидуют ребята из других классов!».

Людмила ДЯГИЛЕВА