За полтора месяца репетиций актер помолодел на несколько килограммов

В течение трех дней на сцене ульяновского ТЮЗа давали премьеру по одноименному фарсу господина Мольера «Плутни Скапена».

Работа над спектаклем началась лишь в феврале этого года и непрестанно прерывалась выездными гастролями в районы области (более 20 спектаклей в рамках областного конкурса «Связь времен — связь поколений»). При этом не был отменен ни один из текущих спектаклей. И тем не менее премьера комедии «Плутни Скапена» состоялась вовремя, собрав первых зрителей 5 мая.

После эксцентричного трагифарса «Преступление, помощь на дому, наказание, деньги, убийство пенсионерки» труппа «Небольшого театра» размялась на русской классике, показав спектакль «Чехов. С любовью…». Настал черед классики зарубежной. Ход сюжетной линии в «Плутнях Скапена» менять не стали.

— Люди со времен великого Мольера не очень-то изменились, а посему темы, им затронутые, вечные и обретают современное звучание, — пояснила в беседе с «НГ» режиссер премьерного спектакля Марина Корнева. — Переняв лучшее в мировой драматургии, мы хотели бы остаться веселыми, но в то же время не перебрать на потребу публике, чтобы Мольеру не было стыдно.

Не Скапен, а «энерджайзер» какой-то!

Встревоженный и едва не хныкающий Октав (Артемий Курчатов) долго не сознается зрителям, что за несчастье с ним приключилось, пока не появляется на сцене проказник Скапен (Алексей Родькин). Последний непрестанно выдает виртуозные па, при этом не забывая подмигнуть зрителю, тем самым стараясь заверить его в правоте своих проказ. Кстати, актер Алексей Родькин приехал к нам из города Балаково Саратовской области, где выступал в труппе местного драмтеатра. Бесконечные прения между режиссером и директором заставили 27-летнего актера искать другие подмостки. До сих пор он работал на вводах, то есть играл роли уже в идущих спектаклях театра. И вот через девять месяцев работы в Ульяновском ТЮЗе разродился-таки первой личной главной ролью.

— Главной проблемой для меня оказалось то, что я из ученика превратился в учителя, — признался «НГ» актер. — От того, как я поведу спектакль, насколько горят мои глаза, как воспринимают меня зрители, будет зависеть все действо, пойдет игра партнеров на сцене. Ведь все построено на движении. Кстати, за полтора месяца репетиций я вернул форму десятилетней давности.

Прочие персонажи-актеры нисколько не уступают в экспрессивности и задору Скапену. Рычащий в гневе, тупой как пробка Леандр (Майис Дадашов) готов на все ради любимой цыганки Зербинетты (Ольга Кашкарова). Семенящий мелкими шажками скупец господин Жеронт (Николай Авдеев) то лукаво гримасничает, вызывая хохот зала, то забавно освобождается от пут кружев и фалд, бормоча что-то себе под нос.

Развлекая, исправлять — вот основной посыл комедии. Скапен как будто с самого начала знает, что обман родителей влюбленных пар ни к чему хорошему не приведет, и поэтому рутинную жизненную ситуацию превращает в шумное, веселое театральное представление, не жалея для этого ни сил, ни времени. Но, как и полагается комедии, все заканчивается благополучно: воцарилась семейная идиллия, и про Скапена, вымолившего у всех прощения, никто не забыл.

«Плод режиссерской фантазии»

Пьеса по комедии Мольера идет во многих театрах страны. Создатели ульяновского спектакля утверждают, что ни одной из них им видеть не пришлось. «Заимствован только текст Мольера, все остальное — авторский продукт, плод режиссерской фантазии», — говорит худрук «Небольшого театра» Эдуард Терехов. Не заимствовано и музыкальное сопровождение спектакля. Не первый год театр тесно сотрудничает с самарским композитором Василием Тонковидовым.

Завораживают взгляд и роскошные театральные одеяния времен Людовика ХIV, в которых щеголяют многие персонажи. Легкие рюши на рукавах Октава и задорный колпак Скапена — дело рук мастеров собственного пошивочного цеха при ТЮЗе. А вот эскизы костюмов родились в голове самого Терехова и были сшиты в кратчайшие сроки.

Декорации не давят: синее небо на заднем фоне да зеленые тумбы-кустарники, в которых так ловко прячутся кошельки и палки для бичевания. Хорошо поставлены театральные бои, трюки, пощечины, падения и тому подобные кунштюки и гэги, которые с удовольствием воспринимаются публикой.

Спектакль получился зрелищным, с выдумкой и фантазией. Изначально выбор легкого, милого фарса обречен на успех, даже без особых режиссерских «наворотов». С последними Эдуард Аркадьевич постарался не переборщить. А значит, комедия понравится всем — от 13 лет и старше.

Екатерина МОСКВИЧЕВА