Кто в Ульяновске ведает вопросами застройки? С кем нужно согласовывать разрешительные документы и кто выдает застройщикам градостроительные планы. Почему одним строить разрешается, а другие вынуждены отстаивать свои интересы в судебных инстанциях?

На первый взгляд все, кажется, просто: приобрел участок, провел необходимые экспертизы и согласования, заказал проект, получил градостроительный план и строй себе. А вот на деле все оказывается куда сложнее. И пройдя через семь адских кругов согласований, строители зачастую оказываются, что называется, у разбитого корыта – их планы рушатся о неприступность одного-двух чиновников, преследующих непонятно какие цели, но стоящих против строительства буквально насмерть. И одним из таких «твердокаменных» является директор музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» Александр Зубов.

Вообще-то, для того, чтобы построить что либо в центральной части города, необходимо согласовать проект с Областным комитетом по охране культурного наследия, как того требует федеральный закон № 258, принятый еще в декабре 2006 года. Этот закон наделил субъекты Федерации полномочиями по охране памятников истории и культуры. И в начале 2008 года был создан областной комитет по охране культурного наследия. Но в нашем регионе в этой части не все гладко. Дело в том, что после создания комитета возникло двоевластие, от которого страдают застройщики. А возникло оно потому, что долгие годы согласовывать строительные планы нужно было с директором Государственного историко-мемориального заповедника «Родина В.И. Ленина» Александром Зубовым. Заповедник был создан в 1984 году постановлением Совета министров СССР от 2 октября 1984 года (№ 1032) и Совета Министров РСФСР от 16 ноября 1984 года (№ 474) – «в целях бережного сохранения первоначального исторического облика мемориальной части Ульяновска – родины Ленина». В 1989 году Госстрой СССР и облисполком утвердили границы заповедника, который сегодня занимает площадь 174 гектара. На этой территории находится 143 памятника истории и культуры, в том числе 31 федерального значения. Несмотря на название, музей-заповедник Ленина в последние годы выполнял не идеологическую, а скорее просветительскую и охранную функцию. После создания областного комитета, во главе которого стоит Шапрудин Хаутиев, Зубов, по логике, должен был утратить право на согласования. К тому же и сам Хаутиев считает, что охраной памятников культуры на территории области занимается уполномоченный государственный орган, то есть только его комитет. Но директор музея-заповедника не спешит отказываться от полученных когда-то (но ничем на сегодня не подкрепленных) полномочий. И пользуется ими по своему усмотрению. И одни застройщики получают разрешение на строительство в заповедной зоне многоэтажных зданий, а другим Зубов отказывает, причем, зачастую, без объяснения причин.

Давно известно, что если господину Зубову что-то не нравится, он просто не согласовывает проект, и стройка становится невозможной – так бывало уже не раз. Вот, что, например, писала по этому поводу газета «Коммерсант» еще летом 2005 года:

«Главный архитектор Ульяновска Татьяна Тарасова считает, что такое положение вещей “сдерживает застройку города, что отрицательно сказывается на его архитектуре”. “Заповедник играет роль некоего разрешительного органа, поэтому он как кость в горле для представителей местной бизнес-элиты, желающих застроить центр города”,— убеждена главный архитектор заповедника Людмила Козлова. Тем не менее строительство в центре Ульяновска все же ведется, и этот факт вызывает раздражение у строительных компаний, не сумевших получить разрешение на возведение там своих объектов. “Возникает вопрос: не обусловлено ли ведущееся строительство некими стимулами или личными симпатиями директора заповедника Александра Зубова?” — заметил Ъ источник в мэрии Ульяновска.»

Согласитесь, выглядит все это более, чем странно. Чиновник, даже и права на запрет не имеющий, вставляет палки в колеса застроийщикам, а городские власти никак на это не реагируют. Более того, они словно играют на одну руку. В принципе, подпись Зубова сегодня не много значит, и разрешение на строительство можно получить в областном комитете по охране культурного наследия. Но для того, чтобы его получить, необходимо иметь на руках градостроительный план. Но тут в игру (неизвестно, кем придуманную, но явно сулящую «игрокам» немалые выигрыши в виде откатов) вступают уже чиновники мэрии. Они просто не выдают застройщикам градостроительные планы. Не выдают и все – не утруждая себя как и Зубов какими-либо пояснениями.

Почему так происходит? Почему наши чиновники на словах поддерживают антикризисные меры, а на деле выступают их противниками? Ведь строительство сегодня, это сотни рабочих мест, это инвестиции, которые, в конечном счете, благодатно отразятся на всех жителях региона, поскольку это и налоги, и зарплаты, и покупательская активность населения. Это, повторимся, реальный шаг на пути преодоления кризиса…

Кто же конкретно в Ульяновске должен выдавать градостроительные планы? Почему заместитель мэра по строительству госпожа Сатретдинова и главный архитектор города госпожа Клейменова могут блокировать решение вопросов о застройке на их последней стадии, а их непосредственный начальник в лице мэра города этого, как говорится, в упор не видит? И ведь случаи волокиты и (назовем вещи своими именами) саботажа чиновников не единичны – арбитражный суд и прокуратуры завалены жалобами на самоуправство городских чиновников. Уж не коррупционная ли схема за всем этим кроется?

Кто даст ответ на эти вопросы? Казалось бы, разобраться в ситуации и положить конец чиновничьему беспределу должна, прежде всего, местная власть, в интересах которой должна быть и поддержка предпринимательства, и антикризисные меры, и стабильность и благополучие жителей города и региона. Но власть, повторимся, в упор не видит безобразий. О необходимости поддерживать предпринимательство говорят президент и премьер, федеральный центр принимает к этому необходимые меры. Например, недавно Дмитрий Медведев заявил о поддержке малого бизнеса. Президент не просто заметил, что надо поддерживать предпринимателей, а дал вполне конкретные распоряжения. А в бытность его первым вице-премьером, когда Дмитрий Анатольевич курировал нацпроект «Доступное жилье», он прямо говорил о необходимости “революционным образом поменять ситуацию с привлечением финансирования в строительную отрасль и решить проблему вовлечения в оборот “замороженных” земельных участков”. Речь идет, в частности, о создании единого органа государственной экспертизы проектной документации в сфере строительства, о создании единой системы государственного контроля за строительством и предоставлением земельных участков. Прямо скажем, давно такого не наблюдалось в стране. Сказать, что малому бизнесу это понравилось – не сказать ничего. Но наша муниципальная власть живет по своим законам и ни правительство, ни президент России ей не указ?

Кто же положит конец тому, чтобы городские чиновники распоряжались городской территорией по своему усмотрению и по принципу «хочу казню, хочу милую», руководствуясь при этом одному ему известными, возможно, своекорыстными интересами. Может быть, на это все-таки обратит внимание глава города? Или предпринимателям остается взывать к прокуратуре? Но здесь снова возникает вопрос, уже ко всем нам: как же это мы выбираем себе такую власть, которую потом прокуратура вынуждена то и дело одергивать и ставить на место? Может быть, ну ее к ляху, эту самую выборную власть – пусть уж управляют регионом и городом прокуроры?