В настоящее время сложилась критическая ситуация с оказанием медицинской помощи жителям Ульяновской области в целом и города Ульяновска в частности. Реформы здравоохранения, реализуемые в области (одноканальное финансирование, оптимизация, отраслевая система оплаты труда), направлены, якобы, на повышение качества и доступности медицинской помощи для населения. К сожалению, на практике реализация заявленных принципов вместе с «оптимизацией» приводит к обратному результату. Качество оказания медицинских услуг и их доступность для населения неуклонно падают, несмотря на заявление ответственных лицо постоянном прогрессе региональной медицины.

Начнем с того, что программа государственных гарантий оказания жителям Ульяновской области бесплатной медицинской помощи на 2009 год была принята с дефицитом около 30 % (1,3 млрд. руб.). В условиях такого неполного одноканального финансирования, при отсутствии необходимой бюджетной составляющей, крупные многопрофильные лечебные учреждения города Ульяновска в настоящее время оказались в тяжелейшей ситуации в части финансирования основных статей расходов, связанных с непосредственным обеспечением лечебного процесса (заработная плата с начислениями, медикаменты, питание больных). Поступающих средств в некоторых учреждениях едва хватает на выплату заработной платы персоналу.

В сложившихся условиях руководители лечебных учреждений по рекомендации профильного министерства проводят «оптимизацию» лечебного процесса.

В частности:

– необоснованно сокращается коечный фонд стационаров города – более 500 коек только в г. Ульяновске в 2009 году (сроки ожидания плановой госпитализации в некоторые отделения (эндокринология, неврология) составляют 3-6 месяцев);

– практически ликвидируется доступная медицинская помощь в сельской местности – закрывается около 10 участковых больниц без адекватной замены;

– сокращаются штаты и состав дежурных бригад, при том, что нагрузка на них растет из года в год, а существующие нормативы численности персонала научно обоснованы. Подобные действия чреваты провалами в оказании медицинской помощи, в том числе неотложной, жителям региона (с другой стороны подобная экономия на оплате труда медработников способствует росту неформальных платежей со стороны населения);

– ограничены средства на закупку медикаментов и обеспечение питанием больных – затраты на одного больного составляют от 9 до 27 рублей в сутки на медикаменты и от 16 до 28 рублей в сутки на питание. При подобном финансировании невозможно выполнение стандартов лечения, норм питания больных и больные, находясь на стационарном лечении, вынуждены приобретать необходимые лекарственные препараты за свой счет;

– стремительно растет число платных услуг при падении платежеспособности населения (причем часто платные услуги оказываются взамен бесплатных, предусмотренных программой государственных гарантий).

Фактически в 2009 году оказание медицинской помощи в Ульяновской области вернулось в девяностые годы. Лекарства в больницах за свой счет, питание не соответствует никаким нормам, многие необходимые диагностические и лечебные мероприятия платные.

На фоне острой нехватки финансовых средств вскрываются случаи крайне неэффективного расходования имеющихся ресурсов: закупки дорогостоящего оборудования и медикаментов по завышенным ценам, использование средств бюджета на псевдосоциальные проекты.

Учитывая все вышеуказанное, 3 депутата Законодательного собрания Ульяновской области (Алексейчик В.В., Кругликов А.Л., Куринный А.В.) и депутат Государственной Думы (Корниенко А.В.) официально обратились к Губернатору Ульяновской области, Главе города Ульяновска, Руководителю территориального органа Росздравнадзора с требованием рассмотреть и незамедлительно принять меры в связи со сложившейся ситуацией. По их мнению необходимо:

– обеспечить адекватное бюджетное финансирование по основным статьям жизнеобеспечения медицинских учреждений;

– наложить запрет на сокращение числа специалистов, непосредственно оказывающих медицинскую помощь, оптимизировать, прежде всего, административный аппарат лечебных учреждений;

– разработать региональные критерии качества и доступности оказания медицинской помощи населению для каждого уровня (местности) и не допускать снижения этих показателей в ходе реформирования. Любые решения по оптимизации медицинских учреждений на уровне поселений принимать с учетом мнения независимых экспертов и согласовывать с жителями;

– обеспечить прозрачность и повысить контроль за проведением закупок для государственных и муниципальных нужд, привлекая для этого соответствующих специалистов и общественные организации;

– усилить контроль за оказываемыми лечебными учреждениями платными услугами, разработать и довести до сведения населения перечень услуг по каждой специальности, оказываемых бесплатно, в соответствии с программой государственных гарантий;

– в постоянном режиме проводить мониторинг за обеспечением лечебных учреждений медикаментами, соблюдением стандартов лечения и норм питания больных, не уповая лишь на экономические стимулы;

– обеспечить персональную ответственность соответствующих должностных лиц за ухудшение качества и доступности медицинской помощи для населения, вследствие организационно-реформаторских процессов, начиная с конкретного лечебного учреждения и заканчивая региональным министерством.