Бедственное состоянии авиации России -недопустимо. Об этом напомнил В Путину депутат Государственной Думы, коммунист Сергей Собко. Есть государства, которые можно пересечь, как говорится, на одном баке бензина. У нас же авиация — обруч, который скрепляет огромную страну. Авиакомпании, между тем, покупают заграничные машины. В ответ премьер заявил: “Я заставляю перевозчиков: “Берите наши самолеты”. А они мне в ответ: “Сам бери”.

Выступая с отчётом правительства на заседании Государственной Думы Российской Федерации, В.В. Путин договорился до того, что стал утверждать: «мы в гражданском авиастроении находимся чуть позади наших основных конкурентов… В Советском Союзе должного внимания развитию гражданской авиации не уделялось. Наши гражданские самолёты были переделаны из военных, и сегодня они являются не конкуретноспособными.»

Но вот что говорит Вячеслав БОГУСЛАЕВ — председатель совета директоров ОАО “Мотор Сич”, народный депутат Верховной Рады Украины от Партии регионов. Русский. Герой Украины.

«Еще не так давно Россия, Украина и Белоруссия были тремя братскими республиками, вместе создавали самолеты, корабли, штурмовали космос. Разойдясь по национальным квартирам, сегодня они все больше отдаляются друг от друга. Вспыхивают “газовые войны”, пограничные конфликты, по живому режутся производственные связи.

Западные страны в это же время, наоборот, интегрируются, чтобы быть конкурентоспособными — Airbus тому яркий пример. Почему так происходит? Мы все еще опьянены “самостийностью”. В интеграции же нового ничего нет. Когда был СССР, его Минавиапром считался одним из самых мощных в

мире, объединяя тысячи предприятий…

Россия и Украина торгуют авиационной техникой, но уже практически ее не делают. Я имею в виду массовые гражданские самолеты. С военной авиацией чуть получше, но она тоже вся вчерашняя. Полным ходом в обеих странах идет процесс увядания отрасли. Кстати, в том же Китае авиапром развивается семимильными шагами…

На мой взгляд, главной причиной того, что отрасль не развивается, является возведение чиновниками десятков всевозможных барьеров… -Перетягивание каната идет постоянно…

… Работают иные интересы. Так, в новостях сообщают, что “Аэрофлот” покупает 20 самолетов А-321. Спрашиваю своих специалистов: какая размерность этого самолета? 180— 220 пассажиров. У меня руки опустились: так это же размерность Ту-204! Значит, в Россию массово завозятся западные самолеты? А как же свои?! Ведь Ту-204 — отличная машина, которую уже эксплуатируют в ряде стран. То есть в скором времени могут остаться без работы десятки тысяч рабочих как в России, так и в Украине, Белоруссии.

Есть совместная программа развития “Руслана”. Этим самолетом восхищаются во всем мире. Компания “Волга — Днепр”, эксплуатирующая “Русланы”, обслуживает сегодня 12—15 процентов грузового сектора и 100 процентов сектора негабаритных перевозок мирового рынка. По мнению эксплуатантов, для удовлетворения спроса надо еще не менее 80 самолетов. Думаю, через 10 лет на Западе появится свой подобный по грузоподъемности самолет, и пропадет наша совместная программа…

… Когда речь заходит о финансовых вливаниях, интерес к отрасли пропадает. Опять же слышим пресловутое: зачем что-то строить, когда можно купить.

А кто будет думать об интеллекте нации? Кто в ответе за то, с каким научным багажом мы окажемся через 50 лет? Большинству инженеров под 80, кто помоложе, поняв, что перспектив нет, ушли…

Развивать авиа- и ракетостроение получится быстрее, создав управленческую структуру, которой могло бы стать Министерство авиапрома. И возглавлять его должны профессионалы. Мне кажется, такие структуры должны быть и в России, и в Украине. Они могли бы контролировать ход выполнения программ, использование финансовых средств, которые имеют обыкновение куда-то исчезать. В России деньги на авиапром на 2009 год вроде выделены, решение об их перечислении давно принято, но на предприятия, с которыми мы работаем, до сих пор не пришли. У нас в Украине наоборот: деньги до авиазаводов дошли, но там их разворовали. То есть нет эффективной системы контроля. Разве может государственное КРУ проследить, как на 400 заводах расходуются средства? А у министерства такие возможности есть. Кроме того, в министерстве всегда проводились тех-советы, на которых решался вопрос, какую технику выпускать.»

По материалам «Парламентской газеты», журнала «Российская Федерация сегодня»