И через полвека после выпуска из ульяновской средней школы №40 поседевшие мальчишки и девчонки, воспитанники учительницы английского языка Антонины Андреевны Петровой, продолжают дружить и вместе встречаться.

Сегодня Антонина Андреевна, классный руководитель дорогого ее сердцу класса, рассказывает о своих любимых учениках.

Начало

– Мне шел 22-й год, когда в 1953 году после окончания Ульяновского педагогического института я по распределению стала работать в 40-й школе. Она была только что построена, и здесь впервые в Ульяновске мальчиков и девочек начали учить вместе.

На первую линейку 1 сентября пришло 1350 учеников из 23-й и 11-й семилетних, 1-й, 2-й, 3-й и 6-й средних школ. Одних только 8-х классов оказалось 11. Я преподавала в 8 «Л». А классное руководство мне дали в 5 «Б». Наверное, потому, что я тогда сама была молода, у меня с детьми моего класса завязалась дружба, которая по времени перевалила уже за 55 лет.

Прикосновение войны

– Это были ребята от 1939 года рождения до 1942-го. Их отцы воевали в Финскую и Великую Отечественную войны, работали на оборонных предприятиях. На долю матерей тоже выпали нелегкие испытания. Они ухаживали за ранеными в госпиталях, стирали белье и одежду бойцов, трудились на оборону страны.

Военное детство наложило свою печать на моих учеников. Они были не по возрасту серьезны и ответственны. О судьбе родителей своих воспитанников я узнавала на протяжении многих лет общения с ними. Что-то открылось мне совсем недавно от теперь уже постаревших детей войны.

Вот лишь некоторые истории.

Отец Валерия Илларионова, 24-летний комбат, оборонял Москву, прорывал блокаду Ленинграда. Голову сложил под Павловском.

В боях на Курской дуге погиб рядовой солдат, отец Жени Сергушиной. Мама Жени работала уборщицей в магазине и воспитывала пятерых детей: двоих собственных и троих от умершей сестры.

Дошел до Берлина отец Славы Седенкова, политработник. Сын пошел по его стопам, став военным после окончания военно-технического училища в Энгельсе.

У отца Гали Копейкиной после ранения на Финской войне была бронь. В Великую Отечественную он работал на «Володарке» вместе с будущим физиком-теоретиком, одним из создателей термоядерной бомбы, правозащитником Андреем Сахаровым…

Как дружили

– Симпатию друг к другу мы стали испытывать с самого начала.

После школы любили ходить в кино в ближний кинотеатр «Родина». Занимали целый ряд и по-братски делили на всех два батона.

Через год коллектив пришлось заново сплачивать, так как после семилетки половина детей пошли учиться в ПТУ и другие учебные заведения. Их место заняли новые ребята.

Мне показалось, что объединить всех поможет кукольный театр. Поставили спектакль «Аника-воин и Змей-Горыныч». Сами сделали кукол, ширму, декорации. Показывали постановку младшеклассникам, выступали на смотре художественной самодеятельности, выезжали «на гастроли» в совхоз.

Дружба рождалась на субботниках, воскресниках и спортивных соревнованиях. Мы участвовали в закладке сквера имени И.Н. Ульянова, парка «Юность». Ходили в походы по Ульяновской области.

На поездку в город-герой Сталинград деньги заработали самостоятельно: разгружали вагоны, копали котлован на стройке. К лету необходимая сумма у нас уже была собрана. Путешествие по Волге на теплоходе «Гастелло» оказалось богатым на впечатления. Экскурсии по Куйбышеву, Саратову, Камышину. Наконец – Сталинград. Побывали на Мамаевом кургане, у дома Павлова, в музее обороны города.

Кем они стали

– С гордостью скажу, что все мои дети стали настоящими людьми. Староста класса Александр Балыков закончил техническое училище, в армии служил в Генштабе. Потом – Ульяновский политехнический институт, преподавательская деятельность. Работал техническим инспектором труда ЦК профсоюза, заместителем директора УТЭЦ-2, заместителем технического директора завода «Контактор».

На инженера выучился и Сергей Игнатьев, трудившийся на предприятиях Ульяновска. Учебу и работу он сочетал с участием в хоре русской народной песни.

Ведущим конструктором по роботизации и автоматизации производства радиолампового завода был Валерий Илларионов. Геннадий Земляков работал наладчиком станков с ЧПУ и робототехнических комплексов на приборостроительном заводе.

По моим стопам пошла Валентина Зайцева. После химбиофака Ульяновского пединститута она преподавала в школах города…

Есть среди моих учеников – военные, экономисты, инженеры, технологи, педагоги, рабочие. Сейчас они – пенсионеры, воспитывают внуков.

По традиции, один, а то и два раза в год мы встречаемся. Смотрим наши старые фотографии в альбоме, вспоминаем столь дорогую нам школьную жизнь, делимся своими радостями и бедами, вспоминаем тех, кто уже ушел от нас.

Этим летом исполнится ровно 50 лет после выпускного бала моего замечательного 10 «Б» класса…