84% земельных угодий обрабатывается без оформления прав в установленном порядке

Виктор Никитин

Весенне-полевые работы вступили в свою завершающую стадию. На очереди судьбы будущего урожая, а по сути -агропромышленного комплекса страны. Решением именно этих вопросов занят сегодня председатель аграрного комитета Госдумы Российской Федерации Валентин Петрович Денисов. Об этом и многом другом его беседа с нашим корреспондентом.

– На встрече председателя правительства РФ Владимира Путина с активом партии «Единая Россия» было высказано мнение о роли регионов в формировании политики ценообразования. В чём смысл предлагаемой инициативы?

– В предложении региональным властям дать своё решение в цепочке «производитель-переработчик-продавец-покупатель» есть особая целесообразность. Рынок продовольствия, например в Москве, нельзя сравнивать с рынком продовольствия в уральских, сибирских и других регионах: слишком много особенностей в производстве продуктов питания и влиянии импорта. Теперь каждый получает серьёзный импульс для изменения ситуации на рынках в пользу отечественного сельхозпроизводителя.

Из регионов, например, могут идти предложения по справедливому распределению частей цены того или иного продукта питания и срокам возврата денег после реализации. Тогда и на федеральном уровне может появиться соответствующий документ.

В любом случае региональные власти должны реагировать оперативно. Тем более что они уже вынуждены вмешиваться в рыночную стихию и переводить на «ручное управление» взаимоотношения всех звеньев. Предстоит посредством переговоров договориться о правилах игры.

– Мировая практика показывает, что в некоторых странах есть кодексы торговых интересов, созданные на основе договоренностей между отраслевыми союзами. Хороший посыл для России…

– Он ещё и в том, чтобы поддерживать самые разные формы торговли, вплоть до организации ярмарок выходного дня и создания магазинов пошаговой доступности. Цены на продукты в этом случае будут на 25-30% ниже, чем в обычных торговых сетях. В свою очередь, Центросоюз и АККОР в состоянии сделать свой вклад в развитие укороченной цепочки поступления продуктов на стол потребителя. Создавая альтернативу, мы таким образом предлагаем покупателю выбор в соответствии с его возможностями.

– В нашем разговоре невозможно обойти молчанием ваше выступление на Правительственном часе. Здесь вы обозначили позицию фракции «Единая

Россия» и комитета по аграрным вопросам в части регулирования оборота земель сельхозназначения и хода земельной реформы. В чём заключается суть проблемы?

– Многие сторонники либерального подхода к реформированию экономики рассматривают землю исключительно как недвижимое имущество. Следовательно, по их мнению, правовое регулирование оборота земельных участков должно осуществляться в соответствии с нормами гражданского права. При этом политики и экономисты такого направления заявляют, что, мол, в России земли много и её хватит на всех.

Фракция «Единая Россия» полагает, что на проблему необходимо смотреть глубже. Земля является основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, естественной кладовой минерально-сырьевых ресурсов, а с введением частной собственности ещё и объектом недвижимости. Вместе с тем в собственности сельхозорганизаций находятся лишь три миллиона гектаров или 0,6% от используемых сельхозугодий. Ещё 15 миллионов гектаров земельных долей арендуется у граждан. По ним проведены кадастровые работы и осуществлена государственная регистрация договоров аренды.

Около 55 миллионов гектаров земельных долей арендуется без регистрации договоров и проведения кадастра.

Почти 25 миллионов гектаров земельных долей используется вообще без оформления каких-либо документов, говоря иначе, посредством самозахвата.

Получается, что 84% земли обрабатывается без оформления прав в установленном порядке. Такая ситуация позволяет представителям бизнеса скупать земельные доли, что, в свою очередь, ведёт к обезземеливанию сельхозорганизаций и снижению объёмов производства продукции. Кроме того, из-за отсутствия оформленных прав на землю не применяется ипотека земель сельхозназначения.

Понятно, что с такой ситуацией мириться нельзя. Необходимо по аналогии с «дачной амнистией» упростить порядок кадастрового учёта и госрегистрации прав на земли, используемые в сельском хозяйстве. В несколько раз увеличить размеры земельного налога на скупленные земли, которые не используются в сельском хозяйстве более двух лет подряд. Прописать порядок добровольного отказа от земельной доли.

Свою позицию депутаты Комитета изложили в законопроекте, направленном на совершенствование и упрощение порядка оформления прав на земельные участки, находящиеся в долевой собственности. Правительство страны его поддержало. Осталось доработать законопроект по ряду позиций до принятия в первом чтении.

Отмечу особо совпадение позиций фракции «Единая Россия» и Минсельхоза по ключевым предложениям. Это вселяет надежду на успешное законодательное решение проблемы по наведению порядка в части эффективного использования земли в сельском хозяйстве.

– Наш разговор, несомненно, получит своё продолжение уже в самое ближайшее время. А пока сделайте вывод из всего вами сказанного.

– Он будет кратким. Считаю, что реализация антикризисных мер правительства во многом зависит от того, как в регионах будут выстраиваться взаимоотношения ветвей власти. Необходим еженедельный анализ ситуации на местах. Это позволит не допустить неоправданных сокращений бюджетов на социальные программы и программы развития АПК, которые приняты во многих регионах.