Одиннадцатиклассник гимназии №1 Виталий Кандыба победил на Всероссийской олимпиаде по немецкому языку. Такой успех удивил прежде всего самого триумфатора – изучать язык он начал всего три года назад.

— Ближе к старшим классам ученики нашей гимназии делают выбор второго языка – немецкий либо французский. Я предпочел первый, — вспоминает Виталий. — Поначалу не относился к этому серьезно, но в восьмом классе успешно выступил на районной олимпиаде. Был даже удивлен, что «олимпийский» уровень мне по плечу.

Спустя год Виталий занял первое место в районе. Когда попал на областную олимпиаду, увидел сообщество друзей – все вундеркинды прекрасно знали друг друга, имели представление об уровне каждого участника. Виталий в этой компании выглядел темной лошадкой. И опасения конкурентов оправдались – новичок стал «серебряным» призером. Более того – позже вошел в десятку сильнейших на всероссийских состязаниях знатоков немецкого.

— Это оказалось для меня огромным стимулом к дальнейшему упорному штудированию языка, — говорит Кандыба. – В немецких олимпиадах участвуют не только школьники, изучающие язык, но и те, для кого немецкий является родным, даже люди с двойным гражданством. Я понял, что могу достойно конкурировать с ними! Узнав, что призовые места на всероссийских олимпиадах дают привилегии при поступлении в вузы, поставил цель — к 11-му классу «зацепить» призовое местечко.

«Зацепить» удалось уже в десятом. В Нижнем Новгороде ульяновец поднялся на третью ступень пьедестала почета. А спустя год тоже в Новгороде, но уже Великом, стал победителем, обойдя около двухсот конкурентов.

— Неужели так легко давался язык?

— Я начинал учить немецкий вместе с одноклассником, какое-то время мы шли параллельно, но со временем произошел разрыв в уровне подготовки. Я понял, что дело в самостоятельной работе. Выдастся минутка — почитаю, посижу над упражнениями. Хороший материал по немецкому – редкость, все-таки в сравнении с английским язык отходит на второй план. Поэтому использую любую возможность позаниматься, если в руки попадает хорошая книга.

Овладение языком — это прежде всего систематика. Пусть ты уделяешь занятиям тридцать минут в день, но постоянно. Достижение цели лежит, во-первых, в постановке самой цели, во-вторых, в разработке пути, которым ты будешь следовать, и в-третьих – в упорстве.

— Твой первый язык английский, какой было освоить сложнее?

— Никогда не проводил сравнительный анализ двух языков. Но с уверенностью могу сказать, что база английского и немецкого открывает легкий доступ к освоению других языков – голландского, датского, норвежского, шведского. Я немного говорю по-датски. Интересует голландский — владею им настолько, что могу поддержать нехитрую беседу. Не скажу, что мной двигало стремление почитать в оригинале, скажем, Эразма Роттердамского. Просто увидел статью на голландском и понял, что этот язык где-то на стыке английского и немецкого. В России доступно не более пятнадцати учебных изданий по этому языку, так что особо не развернешься. Да и нет сейчас времени серьезно заниматься языками, все-таки выпускной класс.

Такая позиция вполне понятна, учитывая, что языки Виталий воспринимает исключительно как инструмент. Будущее свое видит вполне конкретно — в качестве руководителя отдела по транспортным операциям и логистике крупной компании. Раньше Кандыба мечтал поступить в академию ФСБ, на факультет криптографии и систем информации. Потом привлек университет Министерства обороны. Но теперь, когда до вступительных экзаменов осталось совсем немного, Виталий остановил выбор на МГИМО. После победы на олимпиаде побывал в вузе, и там его заверили, что одной ногой ульяновец уже в институте.

Это удивляет, но успешный полиглот Кандыба – ученик физико-математического спецкласса. Шутит, что брак с физикой и математикой у него по расчету, а с немецким языком – по любви. Он успешно выступает на олимпиадах по географии, интересуется историей.

— Изучение языка невозможно без знания истории, литературы, искусства страны. Что тебе интересно в культуре Германии?

— В первую очередь, период образования самого государства — 1871 год. Отто фон Бисмарк и другие канцлеры. Меня интересует, как личности канцлеров влияли на развитие государства.

К музыке я неравнодушен, у меня широкий круг пристрастий. Очень люблю немецкую оперу – «Кольцо нибелунгов», «Летучий голландец» Вагнера, «Волшебную флейту» Моцарта. Художественная литература — немного не мое, я предпочитаю публицистику, которая анализирует историю Германии, политические процессы, происходящие в стране, в том числе в последнее время.

Успехи ученика – это и успехи его педагога. Виталию с наставником повезло. Немецкому его учит Наталья Ховрина, победитель городского, призер областного конкурса «Учитель года». Наталья Николаевна строит свою методику на сопоставлении разных языков, помогает ученикам освоить один язык, используя знание грамматики других, в том числе русского. Пример Виталия Кандыбы убеждает, что этот прием работает более чем успешно.