На ульяновских подмостках завелись очень человечные кролики

Помните ли совет-ский мультфильм «Пиф-паф-ой-ой-ой», в котором показаны театральные пародии на тему стишка про зайчика и охотника, где крохотное произведение превращалось в драму, оперу et cetera? Нечто вроде вариации на тему взаимоотношений ушастых зверьков и безжалостных людей представлено на суд публики в премьерном спектакле ульяновского театра-студии «Enfant Terrible» по пьесе Виктора Ольшанского «Тринадцатая звезда». Только зайчик заменен на кроликов, а действие перенесено в один из загонов скакового клуба Ньючузена. Жанр постановки так и обозначен: «почти забавная история из жизни кроликов». Выстрел из ружья в кульминации и «оказалось, он живой» в развязке здесь тоже присутствуют. В том, что «кролики — это не только ценный мех», убедился, побывав на премьере, корреспондент «А-Х».

Ольшанский написал по мотивам повести Сэтон-Томпсона пьесу для детей. Но худрук «Enfant Terrible» и постановщик спектакля Дмитрий Аксенов вместе с актерами не задавался целью развлекать только эту возрастную категорию. На сцене развернулась настоящая драма, и совершенно не смущало то, что драма эта из жизни кроликов. Благо они были такие же, как люди, также говорили, влюблялись, ругались и даже дрались. Глядя на сцену, порой невозможно отделаться от мысли, что герои — кролики. Очень уж человечные они получились. И сама пьеса, и ее воплощение на сцене претендуют на серьезность. Некий сказочный флер нисколько не мешает, даже наоборот: делает спектакль легче и даже мелодраматичнее.

Сила премьеры от «Enfant Terrible» именно в том, что актеров не превратили в гиперболических ушастых зверьков, как это принято делать на детских утренниках в плохих ТЮЗах. Обошлись без ушей, не торчат они в этом спектакле к месту и не к месту. Камуфляжные штаны, серые, будто застиранные майки с большим вырезом а-ля Брюс Уиллис в «Крепком орешке», тяжелые ботинки американских морских пехотинцев. Выглядели бедные кролики какими-то заключенными. Плюс обстановка, похожая на тюрьму. Такая «зона» для кроликов. Очеловеченная кроличья клетка оказалась удачной находкой — зритель сразу настраивается на серьезный лад, невзирая на то, к какому семейству млекопитающих относятся главные герои. Получилась очередная притча, рассказывать которые языком театра Аксенов и компания — мастера.

Итак, дикие кролики, оказавшиеся в загоне, должны каждое воскресенье в полдень выходить на гонку. Чтобы спасти свою жизнь, нужно убежать от охотничьих собак. Действие разворачивается в течение суток — до гонки и после нее. В этой гонке может получить свободу Джек Боевой Конек (Алексей Гущин). Если у него получится в тринадцатый раз убежать от борзой, то он получит тринадцатую звезду, которую нарисуют напротив его имени на стене загона. Но люди — существа недобрые, а самый недобрый из них — человек с ружьем, мистер Слаймен (Борис Абашин) — плетет интриги, не хочет, чтобы кролик ушел. А тут еще и любовный треугольник в загоне (который сами кролики называют более поэтично — Пристань), где в секс-символах ходит вовсе не Джек, а кролик Громила (Николай Шишигин). Есть на Пристани и свой философ Микки Ду (Алексей Храбсков), добрейшей души пьяница, сыплющий направо и налево стишками о самом себе и присказками, говорящими о том, что в прошлом он был моряком. Такова завязка…

Саундтрек — песни группы «АукцЫон» — удачно подчеркивает атмосферу Дикого Запада.

Своим новым спектаклем труппа «Enfant Terrible» наверняка заработает еще большую популярность и уважение в среде ульяновских любителей театра. Отрадно, что молодой коллектив, образовавшийся чуть меньше года назад, стабильно собирает полные залы на каждом спектакле. «Ужасный ребенок» (так переводится название театра) с каждым разом выдает театральное чудо прекраснее предыдущего. «Тринадцатая звезда» могла бы стать гламурной завлекалочкой. Но душа в этом театре важнее моды.