1 июня – Международный день защиты детей

Виктор Никитин

Качество образования везде может быть разным. Можно и в очень хорошем колледже получить плохое образование. А можно и в сельской малокомплектной школе – отличные знания.

Выступавшая на заседании Совета при губернаторе Ульяновской области по реализации нацпроектов и демографической политике заместитель председателя регионального правительства Тамара Девяткина не скрывала, что в 2009 году предусмотрена ликвидация 34 школ, реорганизация 46 школ без изменения юридического статуса, временная приостановка деятельности в шести образовательных учреждениях.

Цель изменения сети общеобразовательных учреждений преследуется одна: ответственность перед будущим поколением, которое должно быть образованным и успешным. Это задача завтрашнего дня, а сегодня необходимо добиться наиболее эффективного использования школьных площадей. Предполагается, что экономический эффект от реализации намеченных мероприятий составит почти 24,4 миллиона рублей. Есть и первые конкретные результаты. Так, в детсаду «Теремок» посёлка Цемзавод Сенгилеевского района помимо собственно деток поместили офис врача общей практики и администрацию сельского поселения.

Новшество приносит и более весомые результаты. Наша область вплотную приблизилась к России и ПФО по таким показателям, как количество учащихся на одного учителя и наполняемость классов, причём как в городской местности, так и в сельской. Правда, по наполняемости классов значительно отстают Сурский, Базарносызганский, Инзенский и более всего Карсунский районы. Отсюда проблемы. Малочисленные школы и классы ведут к неэффективности как региональных, так и муниципальных расходов на образование. Соответственно этому качество образования оставляет желать лучшего.

Иначе, наверное, и быть не может. Около половины школ Ульяновской области имеют в своём составе менее 100 учеников. По итогам ЕГЭ во многих малокомплектных школах сельских районов области отмечен уровень качества знаний ниже 20%, а в некоторых школах он и вовсе равен нулю. В малочисленных школах Чердаклинского, Николаевского, Карсунского, Майнского, Тереньгульского и некоторых других районов справились с заданием по математике меньше трети выпускников.

Тамара Девяткина видит спасение от некачественного образования в укрупнении школ, где химию будут вести учителя химии, географию – учителя географии, где старшеклассники будут изучать информатику в компьютерном классе, а не на единственном компьютере, закрытом в кабинете директора школы.

И ещё несколько цифр. В прошедший учебный год на финансовую поддержку 144 малокомплектных школ из бюджета региона было выделено 139 миллионов рублей. Но ожидаемого повышения качества образования не произошло. В нынешнем году малокомплектными признаны всего 52 начальные школы, которые получат из областного бюджета в качестве поддержки 30,4 миллиона рублей. Главное в этом процессе – направить выделяемые миллионы именно на развитие школ. Поэтому область оставляет за собой жёсткий контроль, на директоров школ возлагается реализация программ развития образовательных учреждений.