Среди учеников доктора экономических наук профессора Института экономики и бизнеса УлГУ Татьяны Ивановой – не только студенты и аспиранты, но и солидные бизнесмены. Недавно, в том числе и от воспитанников, Татьяна Юрьевна принимала поздравления с юбилеем.

Досье “Вестника”

Татьяна Юрьевна Иванова, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой управления, руководитель программы МВА, заведующая циклом “Менеджмент” в Институте дополнительного образования УлГУ. Стаж педагогической работы в вузах – 27 лет. Имеет 78 публикаций, в числе которых – пять монографий. Все работы соответствуют научному направлению “Теория и практика устойчивого развития организации в условиях неравновесной экономики” в рамках организованной профессором научной школы. С момента основания школы защищено две докторских диссертации и семь кандидатских. Татьяна Иванова входит в двадцатку ведущих ученых УлГУ, ежегодно занимая лидирующие позиции в университетском рейтинге ученых. Под научным руководством Татьяны Ивановой подготовлены и защищены 13 кандидатских диссертаций. Награждена грамотой Министерства образования и науки РФ, нагрудным знаком “Почетный работник высшего профессионального образования”.

– Татьяна Юрьевна, когда вы выбирали профессиональный путь, моды на экономистов не было…

– Мы жили в небольшом военном городке в Смоленской области, и училась я в сельской школе. Мне бы хотелось отметить, что уровень школьного образования в те годы был очень высок и не зависел от того, городская школа или сельская. Поэтому я достаточно успешно сдала экзамены в Ленинградский государственный университет. Забегая вперед, скажу, что опыт общения с этим замечательным городом стал для меня знаковым. Смею надеяться, его культура наложила на меня отпечаток, воспитала уважительное отношение к окружающим, независимо от их статуса, в том числе и к студентам.

Не могу сказать, что мечтала стать экономистом. Я хотела быть астрономом – участвовала в олимпиадах, заочных школах. Возможно, сыграло свою роль, что я родилась в 50 километрах от Гжатска – родины Юрия Гагарина. Но уже в то время я была человеком достаточно практичным, требовательным по отношению к себе и понимала, что моих знаний для поступления на эту специальность будет маловато. Привлекал меня и Ленинградский горный институт, но были против родители. Тогда пришлось – и это в каком-то смысле подсказка нынешним абитуриентам – ориентироваться на то, что нравилось. Меня интересовали обществоведение, история, география, и я выбрала специальность, при поступлении на которую нужно сдавать эти предметы, – политэкономию.

Сейчас наука воспринимается как нечто связанное с коммунистическим прошлым, и совершенно напрасно. В отличие от российской высшей школы эта дисциплина присутствует в учебных планах едва ли не всех западных вузов. Потому что политэкономия – одно из направлений экономического образования, она изучает социально-экономические закономерности развития любого общества.

– В советское время любое образование, а политэкономическое в особенности, было сильно идеологизировано. Не пришлось потом переучиваться?

– Тот объем знаний, что я получила, оказался достаточным, чтобы не менять специальность. И я даже с определенной гордостью, а не с сожалением, как многие, могу сказать, что у меня нет второго образования. Моего экономического мне оказалось достаточно для самореализации.

Идеологизация, конечно, присутствовала. Но нельзя сказать, что мы этому поддавались. Мы воспринимали политэкономическое учение в советской трактовке как некий искусственный мир. И наши педагоги прекрасно все понимали, говорили, что мы должны уметь читать между строк. Они учили нас мыслить. Поэтому переучиваться мне не пришлось. А повышение уровня, самообразование были нужны как вчера, так и сегодня, потому что экономическая наука не стоит на месте. Наставники научили нас главному – каждый день становиться лучше себя вчерашнего. Я думаю, эта, говоря молодежным языком, “фишка” Ленинградского госуниверситета до сих пор помогает мне в жизни.

– Как рано вы поняли, что вас интересует наука, а не практика?

– Человек я, условно говоря, очень свободолюбивый, самодостаточный. Не хотелось постоянно находиться в рамках, работать по графику. Практика, я и сейчас в этом уверена, не дает возможности проявления творчества: есть некий алгоритм, который ты достаточно быстро осваиваешь, воспроизводишь его, оттачиваешь мастерство. И ничего более. Перспектива слишком быстро достичь потолка меня не устраивала. Кроме того, я всегда любила знакомиться и общаться с новыми людьми, это стимул постоянно находиться в тонусе. Работа на предприятии такой возможности не дает. А в вузе есть перспектива общения с молодежью. Поэтому после получения диплома проблема выбора передо мной не стояла – только с вузовской деятельностью я связывала реализацию своих идей и стремлений.

Преподавательский дебют состоялся в Ульяновске – после распределения я приехала в политехнический институт на кафедру политэкономии. Мои первые студенты были на три года младше, чем я. Но в политехе не было экономического факультета, поэтому, когда открылся филиал МГУ, я спустя какое-то время перешла работать в госуниверситет.

– Теперь, через 17 лет, уверены, что это именно ваша среда?

– Безусловно. Именно в этой среде творческий процесс для меня продолжается – очень важно работать в структуре, которая сама по себе есть сосредоточение идей. Почему некоторые фирмы, не успев воплотить свой потенциал, затухают? Как менеджер могу констатировать, организация должна постоянно держать в тонусе своих сотрудников. Университет – сам по себе тонус, некий самодостаточный организм. Люди, которые меня здесь окружают, наполнены идеями, и я заряжаюсь от них.

– То, что ваш муж – коллега, помогает или наоборот? Бытует мнение, что супруги не должны заниматься одним делом…

– С супругом мы познакомились в Ленинградском госуниверситете, учились на одном факультете. Помогает общее дело строить семейные отношения или нет – не задумывалась. Я не склонна считать, что профессия влияет на совместную жизнь. Она дала нам возможность соединиться – не более. Дома мы стараемся не говорить на профессиональные темы, но все равно они возникают в общении, потому что отгородиться от работы нельзя. Думаю, в определенном смысле общая профессия все равно плюс, потому что ты еще больше говоришь на одном языке с близким тебе человеком.

Я рада, что и сын пошел по нашим стопам. Надеюсь, семейная экономическая аура не даст ему отойти от профессии. Хотя он учится на факультете трансферных специальностей, осваивая две – “Финансы и кредит” и “Прикладную информатику”. И программирование его, похоже, интересует больше. При этом я с гордостью могу сказать, что он очень интересный, творческий человек. Долгое время танцевал в ансамбле “Симбирцит”, сейчас пишет музыку, его сочинения вошли в альбом, записанный на одной из московских студий звукозаписи. Даже не могу сказать, в чем еще проявятся таланты Артема. И это хорошо. Убеждена: чем человек интересен сам себе, тем он интересен и окружающим.

– Занимаетесь ли вы консультационной деятельностью? Ведь накопленные вами знания и опыт могут стать неоценимой помощью для тех, кто ведет бизнес.

– Меня очень привлекает консалтинговая деятельность. Смотреть на проблемы предприятия, пытаться вместе с его сотрудниками их решить – это еще одно направление творчества. А тем более, когда можно использовать потенциал студентов… И такого рода сотрудничество на нашей кафедре развивается. С учениками мы проводили организационный аудит на ульяновских предприятиях, предложили ряд идей, и их реализация пошла во благо производству. Но управленческие консультации требуют колоссального количества времени. Если начнешь заниматься консалтингом – должен отдаваться только ему. А я не могу отказаться от научной, педагогической деятельности, у меня много учеников, и не только среди студентов, но и среди наших бизнесменов. Волею судьбы на меня возложена реализация еще одного проекта УлГУ – программы МВА, “Мастер делового администрирования”, рассчитанной на местных предпринимателей. Она дает им возможность окунуться в мировой опыт бизнеса и взять от университетских специалистов некие конкретные инструменты ведения своего дела. Программа реализуется третий год, ее уровень повышается, как повышается профессиональный уровень предпринимателей, которые доверились Ульяновскому госуниверситету. И, думаю, это вернется им сторицей.

– Вы – доктор экономических наук. Для женщины-исследователя это достаточно солидная вершина. Что для вас значит дальнейший научный рост?

– У меня нет статусных амбиций вроде мечты стать членкором Академии наук. Хотя статус приходит не когда гонишься за ним, а когда реализуешь себя. Лично для меня эта реализация – в тех людях, которые нуждаются в моей поддержке, в том числе и в науке. То научное направление, которое было мною выбрано, оказалось очень перспективным. Это поиск новых форм взаимодействия людей, поиск инструментов, с помощью которых любая фирма станет процветающей. И мои амбиции в том, чтобы последователей этой синергетической школы менеджмента – а в нашем университете она официально зарегистрирована – стало больше, и мы вместе искали нестандартные подходы к ведению бизнеса. Если те знания, которыми я обладаю, будут долгое время востребованы молодежью – что еще желать?

Ольга Николаева