Губернатору Ульяновской области Сергею Морозову, мэру Ульяновска Сергею Ермакову от скульптора, члена Союза художников России Сергея Бобракова, автора установленного в Ульяновске памятника Гейдару Алиеву

Открытое письмо

Уважаемый Сергей Иванович! Уважаемый Сергей Николаевич! Обращаюсь к вам в подобной форме только потому, что проблема, которую я хочу затронуть, требует срочного внимания и экстренного вмешательства: она не может ждать 30 дней, которые отводятся органам власти на ответ по запросам граждан. 11 июля 2008 года в нашем городе состоялось знаменательное событие – был открыт памятник Гейдару Алиеву, видному государственному деятелю мирового масштаба, одному из лидеров Советского Союза, судьба которого была тесно связана с Ульяновском. С инициативой воздвижения монумента выступила местная азербайджанская диаспора, но осуществление этого проекта стало по-настоящему общенародным и интернациональным делом: с поддержкой выступили и городское правительство, и областное, в Вашем, Сергей Иванович, лице; автором архитектурного обрамления стали ульяновские специалисты, а мне было доверено создать образ Гейдара Алиева. Уже почти год этот мемориальный комплекс украшает Засвияжский район, став символом не только дружбы между народами двух стран, но и открытости, а также дружелюбия нашего края по отношению к людям любых национальностей. И не оправдались опасения скептиков о том, что памятник может стать яблоком межэтнического раздора – он был тепло и благосклонно принят ульяновцами. Без всякого сомнения, данное событие можно характеризовать как прорыв в деле дружбы народов и добрососедства.

Однако вскоре после церемонии появилась информация о том, что есть определенные круги, которые по непонятным причинам хотят внести свои коррективы в то великое дело, которое свершилось на ульяновской земле. Наверное, с целью погреть свои руки на памяти Гейдара Алиева и с желанием «попиариться» на наших начинаниях, они стали продвигать идею о замене существующего монумента на другой, а после открыть его по новой, с помпой и пафосом, с приглашением международных делегаций. Честно говоря, поначалу мы отмахнулись от этих вестей, как от бреда, – где это видано, чтобы уже установленный и всенародно открытый памятник меняли на другой по непонятным мотивам? Это казалось нонсенсом: что подумают о нас в стране и в мире? Кто может решиться на такое глумление? Разве мы можем забыть о том, что памятники – это не просто бронза и камень, а чувства людей, в них запечатленные? Достаточно лишь вспомнить недавнее глумление над монументом советским солдатам в Таллинне, чтобы понять глубину проблемы. Так думал я, но, видимо, ошибся: этот фантастический сценарий, похоже, начинает сбываться. По имеющимся у меня данным, уже получено согласие областного правительства на эту манипуляцию и она произойдет в ближайшее время. Как бы я хотел, чтобы вы, уважаемые руководители нашего края, опровергли эти известия! Но, судя по всему, события развиваются именно так. Я постоянно поддерживаю дружеские контакты с азербайджанской диаспорой и всегда знал, как категорично и смело они боролись за этот памятник, как бескомпромиссно отрицали любую возможность замены. Сейчас я обращаюсь к ним: «Что случилось? Как это возможно?», но в ответ – лишь потупленные взоры и молчание. Очевидно, что людей пропустили через мощную административную мясорубку и просто-напросто их сломали. Но мне хочется сказать: нельзя играть в подобные игры! Нельзя так жонглировать памятью о великих людях, нельзя так черство относиться к чувствам тысяч людей! Нельзя наш город делать плацдармом для международных интриг и бесстыдного «пиара»!

Я обращаюсь к вам, Сергей Ивановичи Сергей Николаевич: не допустите этого варварского интриганства и кощунства. Мне не хотелось бы жить в городе, где памятники устанавливаются не по призыву сердца и души, а из популистских и меркантильных соображений! Неужели Ульяновск станет печально знаменит на весь мир тем, что здесь впервые произойдет подобный прецедент? Возможно, кто-то скажет: «Ну и что? Делов-то, пошумят и забудут». Но какой памятник и в чьих интересах мы заменим завтра? Что снесем и что построим? Как будем смотреть в глаза нашим согражданам? Кто возьмет на себя последствия столь рискованного шага в сложных межнациональных отношениях?

Благодарю вас за внимание и надеюсь на торжество здравого смысла.

С уважением, Сергей БОБРАКОВ.