В мэрии упразднили «расстрельную» должность. В своем прощальном интервью в качестве заместителя мэра по ЖКХ Владимир Егоров говорил о тарифах, доначислениях, уровне профессионализма управляющих компаний и о перспективах ульяновской «коммуналки».

– Владимир Николаевич, за последние пять лет сменилось, кажется, шесть замов мэра по ЖКХ. Так что должность, и правда, «расстрельная». Каково Вам пришлось?

– Я два года в этом кресле… Живой. Но пули свистели.

– В связи с чем мэр лишился заместителя по такому важному направлению?

– Должность ликвидирована в связи с оптимизацией работы аппарата мэрии. Но это никак не ослабляет работу жилищно-коммунального направления. Ликвидировали должности заместителя мэра по транспорту, промышленности и зама по ЖКХ. Созданы два комитета. Один будет заниматься благоустройством, дорогами, транспортом. Второй, непосредственно комитет ЖКХ, – только вопросами содержания жилого фонда и обеспечения его всеми ресурсами.

– Вы возглавите комитет ЖКХ, а значит, самая больная проблема останется в Вашей компетенции. Долг перед энергетиками хорошо перевалил за миллиард рублей и продолжает расти. Есть шанс изменить ситуацию к лучшему?

– У общего долга в один миллиард двести тысяч рублей есть три составляющие. Более четырехсот миллионов рублей – это неплатежи населения. Еще четыреста миллионов рублей будут начислены тем, кто оплачивает тепло круглогодично. И третья составляющая – это 350 миллионов рублей, которые к оплате никому не предъявлены, но зафиксированы в отношениях между ВоТГК, нашими муниципальными организациями «Теплоком» и «Гортеплосервис» и управляющими компаниями. Если по первым двум статьям можно работать и получить хороший результат, то третья статья очень тяжелая.

– То есть это те самые выпадающие доходы, которые раньше компенсировал бюджет и которые теперь пытаются разнести по «тринадцатым платежкам». Мэр практику доначислений не одобряет. А Вы видите другие пути решения проблемы?

– Ресурсоснабжающие организации выставляют населению счета по тепловым нагрузкам, которые определены для каждого дома. Когда мы начали анализировать ситуацию с доначислениями, выяснилось, что эти цифры не всегда соответствуют реальным затратам теплоносителя. Раньше их точности никто особого значения не придавал, поскольку понятие «тепловая нагрузка дома» никак не было связано с платежами населения. В общем, надо смотреть техническую документацию на дома там, где она сохранилась, проводить ревизию нагрузок. Это большая, кропотливая работа. Но пока она не будет сделана, нельзя запускать в дело 307-е постановление.

– Есть другие варианты решения проблемы – более оперативные и менее трудоемкие?

– Проблема неучтенной тепловой энергии сводится к нулю в случае, если мы на каждый дом ставим прибор учета. Есть тариф, есть зафиксированное количество потребленной энергии. Все! Когда мы к этому придем, не готов сказать. Планируем в этот межотопительный сезон поставить приборы учета не менее чем на тысячу домов.

– За чей счет?

– Вариантов несколько. Есть управляющие компании, которые готовы за свои деньги ставить в домах приборы учета и регулирующие приборы и постепенно компенсировать свои затраты. Схема простая: учет и регулирование поступающей тепловой энергии дает экономию, но жильцы в течение какого-то времени продолжают платить по-старому, то есть по факту переплачивать. Избыток средств идет на компенсацию затрат на общедомовые приборы. Примерно через полгода все мероприятие окупается, и люди начинают платить по счетчику. Эту систему лизинга компания «Аметист» успешно реализовала в сорока своих домах в Дальнем Засвияжье.

– Есть еще такая проблема, как дефицит доверия к управляющим компаниям и разобщенность собственников жилья…

– Работать надо с населением, объяснять, как можно проблему решить. Консерватизм или недоверие собственников – это результат недоработок управляющих компаний. Но многие умеют общаться с людьми. Я хожу на собрания, вижу.

– В 2005 году на рынок услуг ЖКХ пришли частники. В значительной степени – не профессионалы, а просто желающие заработать. Как Вы сегодня оцениваете уровень управляющих компаний? Может ли мэрия влиять на их деятельность?

– Идеальных, конечно, нет. Но их нигде в России нет. Есть частные компании, которые работают на хорошем профессиональном уровне. Муниципальным компаниям сложнее – у них остался тяжелый жилой фонд и привычка работать по-старому. А сейчас очень важно суметь перестроиться. Нравятся нам или нет перемены в жилищно-коммунальной политике, но мы должны в них вписаться… А рычаги влияния у мэрии есть. В отношении частных компаний в том числе, если они работают в муниципальном жилом фонде.

– Сейчас много жалоб по поводу того, что из статьи «Содержание жилья», и так подорожавшей, вывели «Утилизацию отходов», причем за отдельную плату.

– Это решение отменено, потому что минрегионразвития сочло его неправильным. Тут исходили из логики, что утилизация – это не жилищная услуга, а все-таки коммунальная. Где жилье старое и малоэтажное, катастрофически не хватает средств на его содержание. В высотном доме сборов в разы больше, а придомовая территория часто меньше. Желание управляющих компаний увеличить платежи в малоэтажном жилом фонде объяснимо. О получении сверхприбыли тут и речи нет.

– Владимир Николаевич, Вы видите позитивные перемены в городском ЖКХ за последние два года?

– Вижу, и не только я. Сужу по почте. Сейчас в ней встречаются даже письма с благодарностью. Но, ничего не скажу, пока редко. Может, потому, что хорошее люди воспринимают как норму.

– Вы сами просматриваете почту? И много ее?

– Не просматриваю, а читаю. Каждый вечер, с пяти и до восьми-девяти. Это моя работа. Почта – хороший индикатор. Например, я отметил, что пропали письма с Нижней Террасы с жалобами на кровлю. Там хороший подрядчик работает по новой технологии. Вылечили кровлю. Есть жалобы на вывоз ТБО, на отопление почти нет, только на вышедшие из строя отопительные приборы…

– Почему Вы решили остаться в городской «коммуналке» после сокращения должности заместителя мэра по ЖКХ? Наверняка были другие варианты трудоустройства.

– Решил эту лямку вместе с мэром тянуть, чтобы дойти до окончания срока его полномочий одной командой.

Записала Татьяна ЗАХАРЫЧВВА.

Материал в газете печатается на коммерческой основе