Экономический кризис потряс мировое сообщество. Об этом сегодня много говорят и пишут как зарубежные, так и отечественные СМИ. Много звонков по затронутой теме поступает и в нашу редакцию. Простые люди хотят знать, как скоро все это закончится, а если кризис затянется на годы, как выжить в непростых условиях?

Наш корреспондент встретился с профессором, доктором технических наук, лауреатом Государственной премии, Заслуженным изобретателем России Исааком Гринбергом, который согласился дать эксклюзивное интервью газете «Дыхание Земли» по существу затронутой темы.

– Исаак Павлович, кризис, по всем признакам, разрастается. Скорее всего «финансы будут петь романсы» долго, о чем уже неоднократно заявляли даже руководители высших эшелонов власти страны.

– Да, кризис разрастается. Честно говоря, какое дело до него Ивану Ивановичу, простому смертному? Какое ему дело, что в США неправильно выдавали кредиты, а потом кто-то не вовремя возвращал? Почему из-за этого должен страдать Иван Иванович?

В связи с этим мне вспоминается такой эпизод из собственной практики. Мы получили в 1995 году в аренду здание на улице Гончарова. Оно было в страшном, запущенном состоянии. Где взять деньги на его капитальный ремонт? Решили взять кредит. Баснословные были тогда кредиты. Хотя в ту пору на Западе проценты были мизерными. Я три года подряд ездил (в разные месяцы) в Гамбург. В тамошнем университете читал лекции для студентов. За три года, естественно, появились знакомые, коллеги по работе. В разговоре с ними я высказал мечту, мол, хотелось взять льготный кредит для ремонта здания. Но у меня нет никакого залога.

Коллеги поверили мне на слово. Они за меня поручились. Это просто фантастика! По тем временам это был огромный кредит – 75000 долларов! Сейчас берут миллионы и миллиарды. Можно сказать, что благодаря профессорам Гамбургского университета мы заложили основу малого бизнеса в Ульяновске. Я получил кредит под три процента годовых. На средства отремонтировали здание. Развернули свою работу. Вовремя вернули проценты. Но все это делалось в частном порядке. Подчеркну: не государство за меня поручилось, а коллеги по работе.

В последние годы, когда бурно шла «перестройка», многие крупные предприниматели, которых «окрестили» «олигархами», брали огромные кредиты за границей. И поручительство они получали не от знакомых, друзей, а от государства – либо от федеральных органов, либо от региональной власти.

И вот там, за «бугром» рухнули банки. Теперь наше государство несет ответственность за те кредиты, которые брали отечественные олигархи. К слову, не только они одни брали кредиты в иностранных банках. Крупные российские акционерные общества тоже пользовались услугами зарубежных банков. Им сам Бог велел, потому что государство состоит в доле с этими монополистами. И вот теперь крупные отечественные предприятия, компании оказались на грани банкротства.

И еще одна важная деталь: за границей своего продовольствия имеется на 75 процентов, а остальное продовольствие завозится из других стран. У нас же все наоборот: 25 процентов продовольствия производим в России, а львиную долю завозим из-за «бугра». О какой экономической безопасности можно говорить?

Что же мы видим сегодня? Доллар и евро по отношению к рублю поднялись. Соответственно, выросли закупочные цены на продовольственные товары. Приходится раскошеливаться: нельзя же людей морить голодом…

– А что скажете о стабилизационном фонде?

– Прежде всего, хочу подчеркнуть, что деньги так называемого стабилизационного фонда, полученные в основном за счет высокой цены на продаваемую российскую нефть, надо было вкладывать в нашу экономику.

В связи с этим расскажу такой случай. Как-то, года полтора назад, приехал я с работы под вечер домой. Дело было зимой. Не успел раздеться, жена кричит, мол, твой нелюбимый Греф выступает по телевидению, иди скорее, смотри и слушай!

Я в одном ботинке бегу к телеку. Слышу: Герман Греф рассказывает про стабилизационный фонд, какие они в Кремле все умные, что на деньги резервного, стабилизационного фонда купили акции крупнейших зарубежных фирм.

Подумалось тогда: это как же надо не любить свой народ, чтобы повесить россиянам такую «лапшу на уши»? Все в моей душе взорвалось от негодования. Схватил я второй ботинок и пальнул в телевизор. Жена от страха кричит, дети плачут. Ничего понять не могут…

Конечно, это все эмоции, естественная реакция на вопиющую несправедливость. Наверное, слишком погорячился. Но, по сути, я был все же прав. Посмотрите, что происходит нынче на Западе. Там рухнули многие крупные банки и промышленные предприятия, в которые вкладывали германовцы российские рубли. Лучше бы эти господа покупали акции ОАО «Авиастар СП», ОАО «АУЗ», ОАО «Утес» и других отечественных градообразующих предприятий, поддержали бы отечественных товаропроизводителей. Покупая акции зарубежных фирм, российские чиновники укрепляли экономику чужих стран – наших конкурентов. Вот так мы оказались привязанными к европейской экономике.

– Исаак Павлович, как долго, на Ваш взгляд, продлится кризис?

– Я не исключаю, что нынешней осенью нас накроет вторая волна. Кризис, к сожалению, быстро обуздать не удастся. Подчеркну еще раз: власть должна поддерживать не олигархов, не крупные компании и банки, а малое предпринимательство, которое еще называют «мобильным слоем» общества. Потому что малое предпринимательство способно быстро перестроиться в условиях кризиса. Надо больше работать и самим предпринимателям. Работать творчески, нестандартно.

– Как выруливать из этой непростой ситуации?

– Я категорически против того, чтобы давать многие миллионы и миллиарды рублей на поддержку банков и крупных монополий. Надо давать деньги на поддержку самых социально незащищенных слоев населения, на поддержку малого и среднего бизнеса. Ну, дали банкам деньги. А теперь правительство признает, что допустило ошибку. Хотя это и раньше было видно.

Кризис накрыл буквально всех. И нас в том числе. Другое дело, как из него выбраться. Кто-то ждет помощи от государства, кто-то сам проявляет изобретательность и пытается найти выход из тупика. Мы видим, что начали ульяновцы меньше покупать – денег нет. Откуда быть деньгам, если на предприятиях и некоторых фирмах люди работают два-три дня в неделю? В магазинах цены выросли, в то же время покупательская способность упала.

Заглянем в наш магазин игрушек. Можно ждать, когда кризис минует, и к нам повалят покупатели. Но ведь можно и не дождаться, «гикнуться» раньше светлого часа. Поэтому мы стараемся внести в свою работу элементы творчества. Объявили конкурс детских рисунков, провели утренник. Раздали сувениры, игрушки детям. Поставили в магазине батут. Разрешаем пользоваться им бесплатно. Детям это нравится. Пока детвора веселится, мамы покупают игрушки.

Вот еще пиццерия. Обслуживание здесь на высочайшем уровне. Великолепная кухня. Тем не менее, посещаемость уменьшилась. Мы открыли биллиардный зал, посещаемость пошла вверх.

Скажу по секреты только для «Дыхания Земли»: у нас на кухне действует внутреннее телевидение. Человек, который заказал себе пиццу, может посмотреть на голубом экране технологию приготовления деликатеса. Вот такая у нас «изюминка».

– Исаак Павлович, может, поведаете нашим читателям и о свежем соке «от Гринберга»?

– Действительно, такой сок существует. Его можно заказать не во всех кафе нашего города. Скорее всего, посетителям подадут напиток, который лишь отдаленно напоминает натуральный продукт. А у нас – чистейший, благороднейший, целебный напиток из натуральных плодов. К счастью, в Ульяновской области хорошо растут яблоки и в большом количестве. Их можно закупать по сходной цене. Остальное – дело техники. Оказалось, что стакан свежего натурального яблочного сока намного дешевле стакана сока, который вы нальете из пакета!

Я клоню к тому, что надо больше производить собственного продукта, меньше закупать за границей. В этом и есть сущность продовольственной безопасности. И тогда нам никакой кризис не страшен.

Николай Алабердин