В нынешнем мае, как и прошлой осенью, село Криуши вновь заявило о себе – о том, что не хочет умирать. Шутка ли, если 3,5 тысячи человек весь месяц испытывают на себе действие «сухого закона». Речь не об алкоголе – его-то как раз в селе избыток, а о … питьевой воде. Это не сухая голодовка, объявленная криушинцами. Это сухая голодовка, назначенная селу местной властью – МО «Город Новоульяновск».

В сущности, основная проблема села в том, что здесь никак не могут понять разницу между гражданами и электоратом. Плюясь в приватных разговорах в адрес и Володарского, и своих депутатов, и местного ЖКХ, в час выборов жители идут и послушно в очередной раз избирают того же Володарского и тех же привычных своих депутатов. А в отсутствие воды тупо оплачивают счета за водоснабжение и канализацию, которая, как известно, без воды действовать не способна. Здесь, кстати, надо отметить, что ЖКХ подходит к вопросу оплаты неоказанной услуги столь творчески, словно коммунальщики – выходцы из школы-студии МХАТ. На полном серьезе людям объясняется, что для «подтверждения отсутствия воды в кранах», им надо было ежедневно вызывать мастера из МУП ЖКХ, который «подтверждал бы это актами». Не позаботились – платите. В нынешнем мае, когда воды (в том числе и в уличных колонках) абсолютно не было с 3 по 13, а до конца месяца – с огромными перерывами и перебоями, людей так же заставляют платить за сухие краны. Как им объясняют, Володарский приказал селу самостоятельно оплачивать привоз «питьевой» воды, от которой у половины населения наступила диарея, проще говоря, понос. А заартачатся – он прикроет дорогу единственному мусоровозу.

Осенью прошлого года Матвей Константинович Володарский (или, как остроумно заметил один из журналистов, в «девичестве» – Давид Джумберович Мдивнишвили) так и не появился в селе в период подобного «сухостоя». По слухам, укрывшись в санатории цементников, разрабатывал в это время стратегию и тактику предстоящих внеочередных выборов. На коих и успешно победил, умно пересев из кресла назначаемого главы администрации МО в кресло выборного главы МО. Непостижимо поведение жителей села, радостно отдавших в обезвоженный период свои голоса Володарскому. Зачем же нынешней весной писать гневные письма в адрес губернатора, президента, премьер-министра? Структура муниципальной власти, между прочим, затем и существует, чтобы решать проблемы местного уровня в рамках законов, которые обязаны знать и применять на практике руководители любого МО.

Давно наблюдая за бурной деятельностью Володарского-Мдивнишвили, с уверенностью можно констатировать лишь одно: он неплохо изучил книгу американца Грина «48 законов власти», управляя людьми точно так, как «доктор прописал». Начав с «народного трибуна» в Ульяновске под именем, которое дали мама с папой, он, переименовавшись, стал клянчить и все-таки выклянчил у региона должность начальника – назначенного менеджера – в Новоульяновске. Однако его единственной заботой на этом месте стала не забота управленца о благополучии МО, а собственное начальническое самосохранение и бешеный самопиар. Когда он именовался главой администрации МО, на слуху было только его имя – никто даже и не предполагал, что есть еще и глава муниципального образования. Сейчас, когда Володарский выступает в роли главы МО, никто из «подведомственных» жителей не сможет назвать вам фамилию главы администрации. Все «купоны счастья» по-прежнему стрижет Матвей Константинович, любая бумажка требует его визы. Зачем тогда платить зарплату бесправному менеджеру? Есть же в области МО, где власть не о двух головах, а об одной – и спросить, в случае чего, проще, и концы спрятать труднее. Сейчас же «трибун» добился одного: его больше принимают за мэра Новоульяновска, постепенно забывая, что перемен ждут и Криуши, и Меловое, и Липки, и Панская слобода, вообще-то по факту входящие в состав МО. На самопиар Володарского работает и новоульяновская, и собственная газетка, и недешевый эфир на местном РЕН-ТВ. Только там он постоянно что-то открывает, вводит в строй, ссорится с не ведающей о нем федеральной властью, манипулирует цифирью – видимо, «революционный» псевдоним требует непрестанной нервной подпитки. На деле же глава МО давно отбросил в сторону и пресловутый 131-й ФЗ «О местном самоуправлении», и последующие федеральные и областные законы и законодательные акты – благо, народ в этом не разбирается вовсе.

Но вернемся к обезвоженным Криушам, пример которых поможет понять систематику власти, выстроенную Володарским в МО. Матвей поставил дело так, что к нему на прием надо записываться заранее, и не по телефону. Пятьдесят километров туда, столько же – обратно. Если до «триумфальных» прошлогодних выборов люди матерились, но все же могли запихнуться в маршрутку, то с нового года положение в корне изменилось. Владельцу маршруток и по совместительству депутату Совета депутатов МО, мандата народ больше не доверил. Тогда проигравший в пику жителям села снял с маршрута Криуши-Новоульяновск свои газельки. До «бога», как и до больницы, до всяких нужных учреждений стало совсем высоко…Володарский эту проблему не замечал и не замечает. Меньше народа – больше пользительного для собственного здоровья кислорода.

Неувязочка вышла и с переселением жильцов из действительно ветхого дома. Сельским жителям, у которых здесь огороды, какие никакие дачки, все родственники до пятого колена, предложили квартиры в Новоульяновске. Хотя Жилищный Кодекс трактует такое переселение однозначно: в том же населенном пункте. В самом деле, никому же не приходит в голову расселять жильцов из ветхого дома в Ульяновске в новый дом в Майне! «Счастливчики» решили думать и взяли тайм-аут. Очень был оскорблен Матвей Константинович такой черной неблагодарностью на его благодетельство. Пострадала ли от формального исполнения закона репутация муниципальной власти, ему безразлично.

Вообще-то разговаривать с людьми полезно не только журналистам, но и главе МО. Неважно, что народ не может сформулировать, какой закон и какой его пункт нарушается. Важно услышать, что думают люди о тебе и твоей «работе». В Криушах все уверены, что воду, поступающую в село из родника, регулярно перекрывает для заполнения своих прудов некто Петрович. Переходя на шепот и затравленно озираясь, мне рассказывали, что владелец прудов выставляет у родника людей с автоматами, поскольку, мол, он купил эту землю вместе с природными недрами. А ведет себя так нагло, потому что пруды и сауны посещаются разными большими, в том числе и новоульяновскими, дядьками. Косвенно это подтверждается тем, что от Петровича, так и не отдавшего ни пяди земли вместе с родником, в итоге отступились. Теперь перебои с питьевой водой в Криушах, по словам регионального правительства, которому пришлось вмешаться в ничегонеделание Матвея, будут до осени (в лучшем случае) – пока она не станет поступать в село из другого, новоульяновского, водовода. В Меловое, кстати, она тоже «прибегает» оттуда же – в результате цена воды в поселке практически самая высокая в регионе. «Народный трибун» недовольным доступно объясняет, что вода поступает по горам, а это – большие затраты. Как мыслим, так и существуем…

Сейчас, конечно, удобно прикрыться кризисом, но и за все время сидения в местной власти Володарский не позаботился на законных условиях софинансирования войти в федеральную программу, которая решила бы раз и навсегда вопрос с водоснабжением Криушей. Если сам «народный трибун» не в состоянии оформить нужную заявку, может, стоило обратиться за помощью к региональным специалистам? Нет никакого секрета, что, затратив даже 600 тысяч рублей из бюджета МО на проектно-сметную документацию, можно было еще в этом (и прошлом, и позапрошлом году) получить на реконструкцию водовода из бюджета федерального не меньше 11 миллионов рублей. Кстати, глухие слухи о куда-то исчезнувшей именно этой сумме до сих пор гуляют по Криушам. Правда, может, эти 11 миллионов путают с деньгами, предназначенными на уличное освещение, якобы выделенные областью в прошлом году для МО. Во всяком разе, Новоульяновск вечером теперь светится, как кастрюля из нержавейки, а в Криушах с наступлением сумерек все ходят с фонариками.

О бездействии и безразличии «трибуна» к своим прямым обязанностям вопиет каждый угол МО. Например, в Криушах – полное безвластие, ибо даже главный специалист здесь с приставкой «врио»: никто не хочет брать на себя непосильный груз. Причем не обязанностей, а общения с главой. По словам жителей, у Володарского, что с народом, что с подчиненными единый стиль разговора – «сам дурак». Правда, последнее с лихвой вернулось к нему, когда он в половине десятого майского вечера вдруг появился в селе проинспектировать наличие или отсутствие воды – жители с балконов орали ему все, что думают о нем и его деятельности. Но «трибун» революционно прогремел, что раз Волга в двух шагах, то никто без воды не сдохнет. Однако такими «партнерскими» взаимоотношения между Володарским и криушинцами становятся только тогда, когда обозленные жители на десять минут вспоминают, что не они для власти, а власть – для них.

Утром же начинается обычная жизнь, и все бегут к кранам. Если они пустые, детсад отменяется, школьники радуются – уроки по 35 минут, пусть и без горячего обеда, по квартирам и домам снова собирают подписи под петициями к президенту и премьеру, и только с Володарского взятки гладки, потому что для каждого в Криушах важна его подпись на любой официальной бумажке, а раз так, то он действительно по-прежнему и бог, и царь, и герой. И получается точно по американцу Грину: «Назначение власти в том, чтобы полностью подчинить себе противника, заставить его повиноваться». Вот только в роли противника Володарский, к несчастью, видит народ, населяющий «его» МО.