Реакция на письмо коллектива областного архива губернатору области, председателю ЗС и в приемную президента РФ, написанное в режиме SOS, по сути своей, приговор.

В четверг на прошлой неделе, 28 мая, на собрании коллектива руководитель департамента культуры и архивного дела Татьяна Ившина назвала обращение архивистов политической акцией, направленной на подрыв авторитета губернатора, и попросила их заниматься политикой в нерабочее время. При этом явно прозвучал намек, понятый архивистами так, что в противном случае они могут пополнить многочисленную армию безработных.

А 2 июня департамент культуры распространил через СМИ сообщение о том, что «с 1 июня 2009 года читальный зал Государственного архива Ульяновской области возобновил работу с пользователями архивных документов». Общий тон сообщения подводил черту под проблемой бездомного архива – все нормально.

Похоже, что письмо архивистов об угрозе, нависшей над документами истории в связи с переездом, не убедило адресатов… Либо не достигло их ушей, а было перехвачено чиновничьей обороной и отработано в упреждающем порядке. Судя по реакции главы департамента культуры, в действиях архивистов власть усмотрела политические мотивы, хотя вся аргументация в письме выстроена на технических проблемах. Словом, просьба приостановить переезд архива до той поры, пока для него не будет подобрано подходящее здание, проигнорирована.

Диалога по проблеме не получилось. А значит, с архивом решено, точнее – его порешили.

А за оптимистичным сообщением департамента культуры об открытии читального зала следует понимать следующее: читальный зал действительно открыт. Но не потому, что появилась возможность работать в нормальном режиме, а потому, что уже возникла необходимость успокоить население, которое нуждается в доступах к архивным фондам. Насколько это реально – большой вопрос. В Мемориале находятся только дореволюционные фонды и часть советских. Остальное – либо еще на улице Гоголя, либо уже в пути или в кучах, которые загромоздили весь зал «Белого дома». Из подвального помещения облправительства, отведенного под архив, вчера мешками вывозили хлорку – нескольким женщинам, работающим там с документами, стало плохо.

Тем временем в Мемцентре под залом, где установлены архивные стеллажи, продолжаются разрушительные процессы – трещат колонны, волнами идет плитка. Бездомная история в документах Симбирска-Ульяновска, пожертвованная на возрождение церквей в нашем крае, оказалась непосильным грузом для Ленинского мемориала и рискует закончить свой век под его обломками.

Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА.