В июле прошлого года были изданы два федеральных закона, четко прописывающие технические регламенты на молоко, масло и масложировую продукцию. Для чего это нужно? Какие преимущества даст потребителям? И какие требования эти законы предъявляют к производителям? Об этом мы беседуем с лавным специалистом-экспертом по гигиене итания территориального отдела управления оспотребнадзора по Ульяновской области в Димитровграде Алсу Хайрулловой

– Алсу Гаязовна, в июне прошлого года были приняты два федеральных закона: «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» и «Технический регламент на масложировую продукцию». Для чего они предназначены?

– Эти законы устанавливают требования, которые теперь предъявляются к технологии промышленного изготовления целого ряда продовольственных товаров, многие из которых являются основой рациона наших граждан. Речь идет о широком ассортименте молочных, кисломолочных и молокосодержащих продуктов, продуктов детского питания, изготовленных на молочной основе, и вторичных продуктов переработки молока, а также о масложировой продукции, которая объединяет все разновидности растительных масел, маргаринов, спредов, топленых смесей, майонезов, соусов на растительной основе, жиров специального назначения и заменителей растительных масел. Все эти продукты, а также процессы их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации сегодня являются объектами технического регулирования.

– Как же регулируется производство, например, обычного молока?

– Технический регламент четко устанавливает, что питьевое молоко с массовой долей жира не более девяти процентов, произведенное из сырого молока и молочных продуктов и подвергнутое термической либо другой обработке, не может быть изготовлено с применением сухого цельного или обезжиренного молока. Если такие составляющие используются при переработке, то речь уже идет о молочном напитке, что обязательно должно указываться на упаковке. Это позволит потребителям лучше ориентироваться в выборе нужных товаров, что особенно актуально при большом разнообразии молочных продуктов, которое наблюдается на прилавках наших магазинов.

– Буквально на днях я убедилась, что еще не все производители нанесли такие надписи на упаковку. Почему? Разве закон до сих пор не вступил в силу? Или не все молокоперерабатывающие предприятия подчиняются его требованиям?

– Ни одно российское предприятие не может игнорировать требования федеральных законов, которые вступили в силу 19 декабря прошлого года, поскольку не получившая соответствующего заключения продукция просто не попадет на прилавок: для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения оценка соответствия молочной и масложировой продукции производится в форме государственного контроля.

До указанной даты технические документы, по которым ранее выпускалась эта продукция, нужно было заменить или изменить, исходя из требований новых регламентов. Все наши предприятия с этой задачей справились, своевременно разработав и согласовав документацию в региональном управлении Роспотребнадзора, которое проводит соответствующие экспертизы и выдает санитарно-эпидемиологические заключения. Так что можете не сомневаться: вся молочная и масложировая продукция, которая представлена в наших магазинах, получила положительные отзывы квалифицированных специалистов в области гигиены питания, о чем свидетельствуют выданные сертификаты соответствия.

Основная информация, содержащаяся в этих документах, в обязательном порядке должна быть продублирована на листках-вкладышах, которые должны прилагаться производителями к каждой единице групповой тары. До конца месяца вы можете смело требовать их у продавцов, которые не вправе отказывать вам в ознакомлении со сведениями о составе предлагаемых продуктов. После 1 июля необходимые сведения можно будет найти и на всех упаковках, которые подлежат замене в соответствии с требованиями технических регламентов…

– Чем вызвана столь продолжительная отсрочка?

– Дело в том, что многие перерабатывающие предприятия закупают упаковку впрок. Для того чтобы они успели использовать свои запасы, и была предусмотрена полугодовая отсрочка введения новой маркировки.

Хотя этот срок истекает только через месяц, многие предприятия уже полностью перешли на новые упаковки. Некоторые заменили их лишь частично. Что касается местных производителей, то они сегодня используют порядка 70-80 процентов новых упаковок. Так как остальные тоже заказаны и время еще есть, надеюсь, что все справятся с поставленной задачей.

– Вы будете следить за развитием ситуации?

– Обязательно, ведь это одна из функций Роспотребнадзора.

– А чему стоит уделять внимание нам, потребителям, на новых упаковках тех же молочных продуктов?

– Новая маркировка молочной и масложировой продукции на русском языке должна содержать следующую информацию для потребителей. Во-первых, там должно быть указано наименование продукта в соответствии с требованиями технических регламентов: питьевое молоко, молочный напиток, масло сливочное, спред и так далее.

Второе, на что следует обращать внимание, – это наименование и место нахождения изготовителя продукции, а также его товарный знак. Ведь далеко не всегда желание попробовать что-либо новое полностью себя оправдывает. Особенно, если речь идет о питьевом молоке, срок хранения которого ограничен. Я, как специалист, никому не рекомендую покупать пастеризованное молоко, изготовленное за тридевять земель, поскольку длительная перевозка ему на пользу не пойдет. Чтобы не обмануться на этот счет, обязательно надо смотреть и на срок годности, и на дату производства продукции.

Еще один немаловажный момент – это условия хранения, которые тоже указаны на новой этикетке. Есть на ней и необходимые предупредительные надписи или манипуляторные знаки, например, «Беречь от солнечных лучей», «Беречь от влаги», «Ограничение температуры» и тому подобное.

В обязательном порядке там также должна быть информация о подтверждении соответствия продукции требованиям одного из федеральных законов – «Технического регламента на молоко и молочную продукцию» или «Технического регламента на масложировую продукцию»…

– И это даст гарантию, что вместо питьевого молока мы не купим молочный напиток, а вместо свежего кефира его стерилизованный аналог?

– Да, поскольку, кроме прочего, на новых упаковках должны быть четко указаны компоненты, из которых данный продукт изготовлен. Например, информация о частичном использовании сухих молочных продуктов, за исключением случаев использования их в целях нормализации, размещается вместе с информацией о компонентах готового продукта в виде надписи: «Изготовлено с использованием сухого молока (сливок, сыворотки)». Кроме того, на новой этикетке абсолютно не допускается употребление понятия «молоко» на потребительской таре для продукта, если в технологии используется сухое цельное и сухое обезжиренное молоко.

– Что ж, теперь мы будем знать, на какие сведения нужно опираться, выбирая продукты к своему столу. Алсу Гаязовна, спасибо вам за консультацию.

Светлана КНЯГИНИНА