В последнее время все чаще приходится слышать: «Молодые учителя – надежда и опора школы, за ними – будущее». Ожидания эти имеют свои основания, ведь молодым предстоит долгая профессиональная жизнь. Но возникает вопрос: оправдываются ли эти надежды?
Согласно статистике из выпускников педагогических вузов только половина идет работать в школы, к тому же очень часто среди них те, кто просто не нашел себе более высокооплачиваемой работы. Но еще печальнее тот факт, что из этих молодых специалистов почти половина уходит из системы образования, заработав лишь несколько лет педагогического стажа. А современной школе нужен профессионально компетентный, творчески работающий, современный педагог, оперативно включающийся в инновационные процессы, молодой, энергичный, способный увлечь ребят.
В течение последнего десятилетия педагогический коллектив нашей школы №19 значительно помолодел. Учителя в возрасте до 30 лет составляют 27 процентов от педагогического коллектива, до 40 лет – 32 процента, все вместе это почти 60 процентов коллектива. В связи с таким «омоложением» возникла необходимость организации учебы и вовлечения начинающих учителей во все сферы профессиональной деятельности.
«Школа молодого специалиста» работает в нашем учебном учреждении уже более семи лет. Главным результатом ее работы может служить показатель закрепляемости молодых кадров: за этот период из 20 начинающих педагогов, пришедших работать в нашу школу, только трое поменяли коллектив и лишь один – специальность. Пятеро учителей, имеющих среднее специальное образование, продолжили обучение в вузах.
Важную роль в повышении мастерства играет участие педагогов в профессиональных конкурсах. В нашем коллективе это давно считается аксиомой. И в 2009 году в городском конкурсе «Самый классный классный» второе место заняла М.М.Клыченкова, учитель физики нашей школы, молодой специалист.
Вошло в традицию и участие в городском смотре-конкурсе «Мой первый вклад в педагогическую копилку». Надо сказать, что наши учительницы достойно представляют образовательное учреждение на муниципальном уровне: за три последних года – два лауреата, один призер (второе место в 2007 году заняла О.В.Волкова – учитель физической культуры) и один победитель (диплом первой степени в 2008 году получила учитель физики М.М.Клыченкова).
В этом учебном году на этот конкурс подали заявку сразу три молодых учительницы. 15 мая 2009 года в школе №9 в очередной раз прошла встреча-соревнование молодых педагогов. Семь начинающих учителей (из школ №№9, 17, 19 и педагогического лицея) демонстрировали компетентному жюри и своим коллегам, какие педагогические приемы они освоили за год работы, чему научили ребятишек. Несмотря на молодость, учителя показали предметные, психологические, методические знания, отличное владение современной компьютерной техникой, которую они умело применяют на уроках, заинтересовывая своих учеников. Волнение, блеск в глазах, улыбки, задор – все есть. Но уже слышны и твердые нотки в голосе, и требовательность при постановке вопроса, и огромное желание победить!
Конечно, все были молодцы и умницы, но конкурс есть конкурс… И как было приятно и радостно всем нам, учителям и ученикам школы №19, когда заместитель начальника управления образования Т.Л.Антонова произнесла заветное: «Грамотой управления образования награждается учитель математики Т.В.Семенова, дипломом четвертой степени – учитель начальных классов Л.А.Арефкина. Дипломом первой степени… учитель иностранного языка МОУ СОШ №19 Екатерина Николаевна Голубец!» Второе и третье места поделили молодые учителя из педагогического лицея и школы №9.
Ура! Мы вновь первые! В этом году в нашей школе много побед: учитель русского языка Е.С.Волкова была первой в городском и четвертой в региональном конкурсе «Учитель года – 2009», три педагога победили в региональном конкурсе «Лучшие учителя», выиграв президентский грант. Вот и молодежь не подвела!
Профессиональный праздник получился ярким, молодым во всех отношениях, а главное – полезным для самих участников. Ведь опыт – дело наживное!
Так легко ли быть молодым учителем? Трудно! Но есть уверенность в том, что победившие сегодня уже нашли свое призвание, уже определили свой жизненный путь – дарить любовь и знания детям.
Галина ЛЯМАСОВА