Недовольство оптимизацией муниципальных образовательных учреждений в Ульяновске вылилось в судебный процесс. 15 мая состоялось заседание Ленинского суда по иску прокуратуры. Прокуроры потребовали признать постановление Сергея Ермакова от 23 января 2009 года о присоединении школы №68 и детсада №206 к лицею Эдварса №90 недействительным с момента его принятия. Суд в иске отказал. Прокуратура оспаривает решение районного суда в областном…

В декабре пошлого года родители и учителя 68-й школы активно выступили против слияния школы с лицеем: ими были направлены заявления в прокуратуру и все органы власти города и области, уполномоченным по правам человека области и РФ и т.д.

«НГС» посвятил этой проблеме несколько статей (25 декабря 2008 г., 15, 22 и 29 января 2009 г., 12 февраля, 9 апреля).

Материалы были отправлены депутату Госдумы от Ульяновской области Алексею Корниенко. Корниенко передал их заместителю председателя комитета Госдумы по образованию Олегу Смолину. Ему же ушло по почте и обращение учителей и родителей учеников 68-й школы. Олег Николаевич обратился в генпрокуратуру РФ, и по поручению первого заместителя генпрокурора Александра Буксмана прокуратура области совместно с Заволжской и Ленинской прокуратурами провела проверку обращения родителей и педагогов школы №68. 30 апреля прокуроры отослали Смолину свой ответ. Этот документ занимает 4 страницы, поэтому мы даем его в изложении.

Прокуратура отметила, что при издании постановления мэра были нарушены требования Федерального Закона (ФЗ) «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и других нормативных правовых актов.

А в начале документа изложена хронология «рождения» постановления Сергея Ермакова. Все началось с пояснительной записки депутата заксобрания Ростислава Эдварса, направленной 1 декабря 2008 года заместителю мэра Ивану Мельникову. В этой записке Р. Эдварс, «работающий учителем математики в МОУ «Авторский лицей Эдварса №90», возглавляемом его отцом» (уточнение прокуратуры – Г. А.), разъяснял проект создания «Автономного образовательного учреждения полного цикла». Проект предусматривал объединение трех учреждений (в форме присоединения школы и детсада к лицею) «в одно автономное образовательное учреждение». 8 декабря заместитель мэра Александр Букин утвердил план мероприятий, предусматривающий два этапа: реорганизацию в форме присоединения школы и детсада к лицею, а затем – придание последнему статуса автономного.

14 января начальник управления образования Людмила Соломенко издала приказ «О необходимости слияния». 23 января Сергей Ермаков подписал постановление №322 «О реорганизации муниципальных образовательных учреждений»…

Далее прокуратура перечисляет отмеченные ею нарушения…

И никакой оптимизации…

Анализ документов показал, что присоединение школы и детсада к лицею по сути является модернизацией, проведение которой не допускается без предварительной экспертной оценки последствий принятого решения. «В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения», – делает вывод прокуратура. А надлежащая экспертная оценка последствий решения мэра до издания этого документа не проводилась. Оценивались последствия, в нарушение норм федерального законодательства, неправомочной экспертной комиссией под руководством начальника управления образования. Возглавлять комиссию должен заместитель мэра.

При принятии решения о реорганизации нарушены требования положения Ульяновской гордумы, предписывающие планировать реорганизацию при формировании бюджета на очередной финансовый год. Но бюджет принят 26 ноября 2008 года, а постановление мэра – 23 января 2009-го. В соответствии с этим же положением гордумы инициатива создания учреждения может исходить от мэра, структурных подразделений мэрии и муниципальных учреждений. Однако с инициативой выступил депутат заксобрания Р. Эдварс, а план мероприятий по переводу лицея №90 в автономное учреждение утвердил заместитель мэра.

Прокуратура отмечает: из постановления мэра следует, что реорганизация осуществляется в целях оптимизации и эффективного использования бюджетных средств. Тем не менее экономическое обоснование реорганизации не содержит финансового анализа. В нарушение положения гордумы в постановлении мэра не отражены причины реорганизации. Кроме того, подписанный Ермаковым план оптимизации социальной сферы Ульяновска не имеет даты утверждения и не содержит конкретного перечня мероприятий.

В соответствии с ФЗ «Об автономных учреждениях» предложение о создании автономного учреждения подготавливается органом местного самоуправления. Порядок подготовки такого предложения определяется местной администрацией. Тем не менее, на момент принятия решения о реорганизации Сергеем Ермаковым не были приняты предусмотренные ФЗ эти и другие правовые акты. Что, отмечает прокуратура, свидетельствует о принятии постановления №322 и проведении модернизации с нарушением требований законодательства.

Далее цитата: «Начавшаяся в середине учебного года непродуманная, неподготовленная, проводимая с нарушением закона «реорганизация»… вызвала массовый протест родителей, учащихся и педагогов школы №68».

10 и 24 февраля прокурорами Ленинского и Заволжского районов вносились представления Сергею Ермакову для устранения нарушений. Однако требования прокуроров не были удовлетворены в полном объеме. Поэтому 15 апреля прокурор Ленинского района направил в суд заявление о признании постановления Ермакова недействительным с момента его принятия…

Пока суд да дело

В общем, в ответе прокуратуры перечисляются нарушения, о которых «НГС» рассказал несколько месяцев назад. Правда, в документе есть одно уточнение. Оказывается, инициатором был вовсе не директор лицея, а Ростислав Эдварс.

Постановлением мэра предписано закончить процесс реорганизации к 1 мая. Первое заявление в прокуратуру от учителей 68-й было направлено еще в декабре, но лишь 15 апреля прокуроры обратились в суд. Почему так поздно? Так устроено законодательство: для ответа на обращение дается месяц, для реагирования на представление – месяц и так далее. Срок рассмотрения дела в областном суде пока не назначен…

В декабре в 68-й школе было около 500 учеников. Весною 2009-го из школы, не дожидаясь окончания «оптимизации», не желая переходить под крышу Эдварса, ушло около 70 учащихся. После окончания учебного года – еще 50. Например, 3-й «Б» – почти в полном составе и со своим классным руководителем переходит в школу №64.

Если уход школьников продолжится такими же темпами, а прокуратура не добьется отмены постановления Ермакова, то в начале учебного года лицей Эдварса нужно будет «оптимизировать»: количество лицеистов может не дотянуть до норматива …

Геннадий Антонцев