С Александром Михайловичем Вашуриным, владельцем личного подсобного хозяйства, жителем села Бекетовка Вешкаймского района нас познакомили в стенах Бекетовской средней школы. Он здесь частый гость, помогает ей, чем может. Молоко, масло в школу дает бесплатно, дровишек подкидывает.

Когда-то и он здесь учился.

Главные кормилицы

Александр Михайлович повез нас к себе домой, показать свое подсобное хозяйство. По дороге завез на коровник, познакомить со своими главными кормилицами.

– Это помещение долго пустовало, уже стало разваливаться, – рассказывал Вашурин. – В прошлом году попросил его в аренду. Председатель совхоза согласился отдать. Подремонтировал его. Еле отмыли, побелили, привели в божеский вид. Две зимы уже перезимовали.

С порога в коровнике нас встретили быки. Один из них с рыжеватой кудрявой челкой попытался до нас дотянуться.

– Это Жук – бык симментальской породы. Я его недавно прикупил, -рассказал нам Вашурин.

Из других стойлов провожали глазами телята. Пройдя через весь корпус, уже на выходе, мы заметили большое пастбище коров в полсотни голов, они паслись, с удовольствием уминая молодую траву.

Но, как оказалось, это еще не все коровы Вашурина. Еще столько же находятся в только что отремонтированном телятнике, расположенном через дорогу.

– Много дают молока коровы?

– Считайте сами, пятьдесят пять коров с каждой по пятнадцать литров. Его сдаем молокосборщикам.

Но цены на молоко в этом году сильно упали, поэтому пришлось закупить телят.

– А с чего начиналось ваше хозяйство?

– С армии пришел, стал разворачивать хозяйство. Взял всего помаленьку. Ведь в те времена много держать не разрешали. Точно не помню, овец можно было голов двадцать, рогатки пять. Лошадь вообще нельзя было. Мне ради лошади пришлось идти работать лесником. Это был 1984 год. О тракторе и грузовой машине даже не мечтали. Потом ограничение на скот сняли, разрешили заводить большие хозяйства. Разрешить-то разрешили, только времени на него не хватало. Ведь приходилось еще где-нибудь работать, хотя основной доход шел от хозяйства. Если ты занимался только своим двором, считался тунеядцем. Две недели без дела, статья – два года. А сейчас – пожалуйста, даже деньги приплачивают. Спрашивается, зачем работать?

Скотный двор

Около дома была припаркована синенькая «Ока».

– На ней у меня жена рассекает, – довольно заметил Вашурин. – Автомобиль на 8 марта ей подарил.

Она меня замучила, туда вези, сюда вези. Сейчас красота, сама ездит.

Двор Александра Михайловича заставлен клетками, в которых прыгали, жевали, сладко дремали кролики.

– Да я смотрю, у вас и кролики есть?

– Они у меня для успокоения души. Я их зову – «крик детства». Пацаном в школу бегал кормить их, сейчас решил развезти.

В трех параллельно отстроенных корпусах хрюкали розовые поросята. В загоне прохаживались два хряка и свиноматки. Более 300 свиней.

Напоследок поехали в поля, посмотреть, как пасутся овцы. Огромное стадо, несколько сот голов, дружно передвигались по лугам, щипая молодую траву.

– В этом году хорошо их у меня берут для разведения, – сказал Ва-шурин. – Более двухсот голов взяли мужики из Карсунского, Майнского, Вешкаймского районов.

– А какой они у вас породы?

– Вашуринская вывелась, морозостойкая, – смеется Александр Михайлович. – Вот сейчас проблема, надо стричь, а ножей для машинок нет, их привозят под заказ из Ор-ска или Ижевска. Потом проблема будет реализовать шерсть – сейчас она никому не нужна. Раньше хоть в Языково возили на фабрику, сейчас ее нет, и шерсть пропадает. А двадцать – тридцать лет назад вообще красота была, работала заготконтора – 10 кг шерсти сдашь – получишь жигулевское колесо. Я как-то много сдал, двадцать колес домой привез – мужики как мухи на мед сбежались. Туда и мясо, и мед сдавали.

– Чем кормите такое огромное хозяйство, корма закупаете?

– Все свое, – подчеркнул Вашурин. – Мы же все сеем. У нас 900 с лишним гектар земли. Вот вчера закончили сев. И техника у нас своя. Сами собирали из металлолома. За всю посевную ни разу ничего сломалось.

– А теперь Александр Михайлович скажите, когда вы все успеваете?

– Мы с женой воспитали хороших помощников – двух сыновей. И еще надо просто пораньше вставать и попозже ложиться, да не сидеть, сложа руки, тогда на селе можно хорошо жить. Для тех, кто очень интересуется жизнью на селе, я снял четырехсерийный фильм. Теперь у меня все четыре сезона моей работы в записи.

Ирина Антонова