Именные приглашения от банка получили все жители дома №1 по улице Гончарова. Не исключено, что не только они.

Один из банков (называть его не будем, чтобы не делать рекламы или антирекламы) в целях привлечения вкладчиков провел рекламную кампанию, заслуживающую внимания. Во всяком случае правоохранительных органов.

По информации «СК», на прошлой неделе в почтовые ящики квартир упомянутого дома были вложены письма лично каждому жильцу. На листке, сложенном втрое, с одной стороны адрес с указанием улицы, дома и квартиры, а также Ф.И.О. в полной расшифровке, а с другой реклама банковского продукта, которая начинается личным обращением: «Уважаемый…». Внизу подпись управляющего банком.

Вроде бы ничего особенного рекламой нас пичкают почти круглосуточно, пора привыкнуть. В этом случае людей насторожило, что реклама «именная», а значит, рекламодатель, то есть банк, располагает полной базой данных о жильцах дома.

Кто мог предоставить банку такую информацию, и законно ли это?

В Центре защиты прав потребителей ответили только на часть вопроса: распространение сведений о человеке является нарушением его конституционных прав. И, по идее, наличие такого листка в почтовом ящике повод для обращения в суд с требованием выплаты компенсации нанесенного морального вреда.

Почему банк идет на это? Потому что таких исков либо не будет вовсе, либо будет очень немного. В любом случае такое нарушение закона дает банку больше выгоды, чем потерь, считают правозащитники.

С другой стороны: личное обращение к потенциальному клиенту – хороший ход. По идее, он располагает и подкупает человека. А информация о «супервыгодных» условиях по вкладу вписывается в этот позитивный настрой самым лучшим образом. Это уже взгляд на ситуацию психолога.

«Банки манипулируют чувствами и доверчивостью граждан», – это цитата из официального письма Роспотребнадзора, опубликованного еще в 2007 году.

Правда, в нем речь шла о рекламной рассылке банковских кредитных карт.

Тогда же, в 2007 году, зампред банковского комитета Госдумы Анатолий Аксаков не раз публично выступал с заявлениями о необходимости принять закон, запрещающий рекламную рассылку кредитных карт. Его собирались внести на рассмотрение в Госдуму в сентябре 2007 года. На этом дело затихло.

Кстати, банк, обратившийся лично к каждому жителю упомянутого выше дома, рассылку банковских карт практикует. Во всяком случае практиковал.

И не он один.

Суть ее в следующем: на имя конкретного человека приходит банковская карта, на счету которой – энная сумма.

Адресат становится владельцем карты поневоле. В любой момент он может активизировать ее и получить хорошую сумму наличных. Банкиры уверяют, что цель такой рассылки – помочь россиянам распробовать все преимущества кредитной карты. И никакой опасности впутаться в неприятную историю… С оговоркой – если знаешь, как правильно пользоваться кредитками, то есть снимать с карты сумму, которую можешь реально вернуть, отслеживать расчетный период и вовремя все отдавать.

Практика показывает, что в большинстве своем люди не знают, что их ждет. Проценты по таким картам огромные, плюс комиссионные. Человек может годами расплачиваться по такому кредиту, но сумма долга будет только расти. Специалисты говорят, что, как правило, пользователь такой карты отдает в итоге банку вдвое, а то и втрое больше, чем взял.

Есть случаи, когда кредит вроде бы погашен, но на счету по каким-то причинам остается копейка. За год она может дать от двухсот до шестисот рублей штрафа, на втором году – полторы тысячи и так далее.

Информация о банковских картах с доставкой на дом сегодня актуальна.

Роспотребнадзор в письме, о котором упоминалось выше, отметил, что заемщики по таким картам, как правило, находятся в слабом социальном положении. Иными словами – сильно нуждаются в средствах и активируют карту от безысходности. Стесненные обстоятельства, в которых сегодня оказались многие, как показывает практика, не способствуют тому, чтобы люди скрупулезно разбирались в условиях банковских предложений – будь то кредит или вклад. Большинство даже не ориентируется в нюансах банковских продуктов. Им проще довериться. Доверяются и попадают на большие деньги.

Специалисты настаивают: самое лучшее и выгодное предложение не придет к вам с доставкой на дом. И даже если оно вам очень понравилось по каким-то причинам, не поленитесь разобраться во всех нюансах предложения, сравнить его с другими и только потом принимайте решение.

Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА.