Русский народ не привык терять чувство юмора даже тогда, когда хочется плакать. Вот и на тему оптимизации в сфере здравоохранения и образования в районах области уже вовсю упражняется самый резкий, бьющий точно в цель народный фольклор: дескать, раньше самыми страшными бедствиями на селе были засуха и неурожай, а теперь новая напасть – оптимизация.

А к ней совсем недавно добавилась и ещё одна. И имя ей – реструктуризация. Как выяснилось, хрен редьки не слаще. А вот бороться с натиском бездумных чиновников, “играющих” в оптимизацию и реструктуризацию, порой сложнее, чем со стихийными бедствиями!

“Молодёжка” вела тему оптимизации и отстаивала интересы своих читателей, связанных с этой, как говорят чиновники, “вынужденной мерой”, не один месяц. Мы помогли сохранить Ореховскую больницу в Радищевском районе, куда приезжали лично с министром здравоохранения области Фёдором Прокиным. “МГ” рассказала о том, что в жертву оптимизации должны были принести школу в селе Лесное Никольское Старомайнского района. После нашего вмешательства учебное заведение решено было оставить, мало того, чиновники тут же нашли средства на ремонт спасённой школы, который обещали сделать там к новому учебному году. После нашей публикации и обращения депутата Законодательного Собрания области Николая Доронина к чиновникам от образования не стали закрывать Красноборскую среднеобразовательную школу, что в Вешкаймском районе.

Губернатор Сергей Морозов, увидев масштабы происходящего бедствия, дал поручение “бездумную оптимизацию приостановить”. Однако услышали губернатора не все. Мы решили вернуться в те населённые пункты, о которых уже писали, м посмотреть, что там происходит сейчас…

Газ провели, а школу закрыли

Как выяснилось, не избежала оптимизации Станционнобряндинская школа в Чердаклинском районе. Ирония оптимизации для этого села в том, что чиновники там, видимо, решили, что не все блага для людей должны быть сразу. Около года назад в село провели газ, которого сельчане так долго ждали. Люди радовались: теперь уж точно с насиженных мест их калачом не выманишь – все условия есть, живи не хочу! Но, как выяснилось, радовались они рано. Проведя на Станцию Бряндино газ, чиновники решили закрыть там школу. Почти пятьдесят ребятишек с первого по девятый классы теперь вынуждены ездить на учебу в соседнее село. Причём чиновничья машина в этом случае действовала цинично и изощрённо: сначала родителям и учителям объявили, что из-за нехватки финансирования на Станции Бряндино оставят начальную школу, но добавили, что теперь ученики с первого по пятый классы станут учиться вместе – опять же, в целях экономии. Родители от такой альтернативы отказались. Вернее, чиновники сделали так, что они вынуждены были отказаться. Но заявления на приём своих детей в другую школу родители не писали аж до 30 августа. Всё надеялись, что чиновники одумаются. Но маховик оптимизации не остановил даже здравый смысл. Теперь учителя с двадцатилетним стажем стоят на бирже труда, а их более опытные коллеги отправились на вынужденную пенсию. Вот такая она – забота об учителях и детях.

От”МГ”: Между тем, Бряндинская школа, где теперь учатся дети из четырёх школ, в том числе и из Станционнобряндинской, изначально не приспособлена для такого большого количества детей. Но этот и другие аргументы, видимо, вовсе не важны для местных чиновников. Поэтому бездумная оптимизация продолжается!

Следуя той же бездумной оптимизации, в Инзе осталось в силе решение о закрытии туберкулёзного диспансера. Несколько месяцев назад мы публиковали письмо врачей из этого лечебного учреждения. Его планируют присоединить к областному тубдиспансеру. Но если инзенских пациентов в Ульяновск перевезти ещё можно, то 40 семей медработников в той же Инзе скоро останутся просто без средств к существованию. Иными словами, их выбрасывают на улицу.

Пустили под нож и участковую больницу в селе Кочкарлей Николаевского района. Несмотря на протесты местных жителей и медперсонала, больницу ликвидировали насовсем. И власть делает вид, что ничего не случилось.

Кастрация, махинация, реструктуризация…

Теперь к ругательному слову “оптимизация” добавилось новое, но не менее неприятное – “реструктуризация”. Первыми на себе ощутили всю тяжесть его расшифровки многострадальные жители районов области. Так, в День знаний, 1 сентября 2009 года, в двери родной школы уже не попадут больше половины учеников Папузинской общеобразовательной школы Базарносызганского района. Её реструктуризируют (читай – закрывают), оставляя только начальную школу – первые 4 класса. А больше 40-ка учеников будут возить теперь в райцентр Базарный Сызган, который находится в 20 километрах. Причём, в автобус, предназначенный для перевозки 20-ти человек, все дети, естественно, не уместятся, поэтому возить их будут в два захода.

Цена вопроса сохранения школы – примерно 250 тысяч рублей, во столько её содержание обходится муниципалитету в год. Неужели это настолько неподъёмная сумма, что из-за неё необходимо закрывать единственную в районе школу, работающую по современной модульной системе?

От “МГ”: Мы посчитали, что с учётом того, что от Папуз до райцентра – около 20 километров, а детей туда возить будут в два захода, то в год только на горючее уйдёт больше 140 тысяч рублей – и это без учёта ремонта транспорта и зарплаты водителя. Получается, что экономии-то от таких мер – пшик. Мы просим прокуратуру Базарносызганского района разобраться в этой ситуации! Может выясниться, что будет дешевле сохранить школу, чем её реструктуризировать.

Карсунский район преуспел в реструктуризации как никто. Там под эту гребёнку попали аж шесть школ. В большом селе Усть-Урень с населением более 1 000 человек, например, оставили только начальную школу. Из-за этого пострадали и учителя, и ученики. По новой системе подушевого финансирования, зарплата педагогов напрямую зависит от количества учеников, которых в Усть-Уреньской школе осталось чуть больше десяти. И теперь педагоги с высшим образованием будут получать зарплату в 3 тысячи рублей. Мать троих детей и учитель Надежда Петрова не может сдержать эмоций:

– Моя зарплата будет меньше, чем у уборщицы: у них 4 500, а у меня 3 000. Вот ответьте мне, останусь я тут жить и смотреть, как мои дети голодают да в школу за 15 километров катаются каждый день, или нет?..

Волнует родителей и другая проблема. После реструктуризации им объявили, что детей нужно переводить в Вальдиватскую школу, только вот находится она в неудобном месте: рейсовые автобусы туда не ходят, а зимой там заметает дорогу – случись что, школьникам придётся идти пешком почти 12 километров.

Начальник Карсунского отдела образования Людмила Петровна Селянкина рассказала нам, что вопрос о том, куда переводить своего ребёнка, родитель вправе решать сам. Для этого достаточно подать заявление о переводе в то или иное учебное заведение. Вот только выбор невелик – не факт, что в ту школу, где хочет учиться ребёнок, пустят школьный автобус!

Похожая ситуация и в селе Теньковка. Только там она усугубляется тем, что возить детей предлагают за 15 километров по аварийному участку трассы, где каждый год происходит по нескольку аварий с летальным исходом!

Примерно та же картина в селе Красносельск того же района. Мы попали туда прямо на выпускной. Пятерым восьмиклассникам вручили аттестаты и заодно объявили, что учиться в своей школе они больше не будут. После такой “торжественной” церемонии мальчишки грустно сидели на спортплощадке.

– Нам хотелось бы и 11 классов здесь закончить… – улыбнулся один из них. – А теперь нам прямая дорога только в карсунское ПТУ, – подытожил он уже без улыбки.

Директор школы Игорь Губин понимает, что с подушевым финансированием его школе не выжить. Детей мало, поэтому не хватает денег на зарплату учителям. Теперь, чтобы сохранить для будущих поколений хотя бы здание, там работают только кружки, секции и три учебных класса. Но ответить на вопрос, в чём же плюс такой системы, директор не смог. И немудрено, ведь придумал эту подушевую систему на “благо” образования не он.

Так кому тогда нужны такие инновации для детей, если из-за них закрываются сельские школы?

Похоже, что ответа на этот вопрос не знает и начальник Карсунского отдела образования Людмила Петровна Селянкина, которая яро хвалила реструктуризацию, а вот чем она хороша для детей, сказать так и не смогла.

Посему видно, что ещё остались те, кто продолжает бездумно избавляться от соцобъектов на селе и для кого ни распоряжение губернатора, ни здравый смысл не указ!