В 90-х годах прошлого века он мог выйти один на один с преступником. Сегодня он предпочитает быть один на один с мольбертом, кистью и красками. Находясь на пенсии, Виктор Иванович Резцов, ветеран городской милиции, стал рисовать. Сначала это были акварели, потом он начал писать маслом. Пейзажи, натюрморты, портреты… Виктор Иванович не считал свои творения. Он дарил и дарит их друзьям, коллегам, родственникам. Вот и сегодня на его мольберте – готовая картина. Он завершил ее несколько месяцев назад. А в голове уже созрела новая идея: Виктор Иванович будет писать портрет своего давнего друга, с которым когда-то служил в милиции
Мужская работа
Служба в милиции стала основным делом его жизни. В 1973 году Виктор Иванович Резцов пришел в ГОВД по рекомендации руководства управления строительства, где был секретарем комсомольской организации МСУ-14 и активным дружинником. Начинал службу обычным постовым. Потом был помощником дежурного в дежурной части, командиром отделения наружной службы взвода ППС.
Интересная деталь. Готовясь к встрече с Резцовым, я листала старые подшивки газеты «Знамя коммунизма». И вот бывает же такое, первой попалась подшивка за 1978 год. Стало интересно, как 30 лет назад в газете освещался День милиции. Я открыла номер газеты за 4 ноября, посвященный главному празднику стражей порядка. И что же, вы думаете, я увидела? Статью о Викторе Ивановиче Резцове, командире отделения наружной службы, с которым корреспондент газеты Галина Котикова выезжала на дежурство. И я узнала, что Виктор Иванович был спокойным, подтянутым, общительным, энергичным человеком. Награжден знаком «Отличник Советской милиции». А по итогам соцсоревнования за девять месяцев занял первое место в ГОВД.
– Виктор Иванович, вы помните о том, что про вас уже писала газета? И вы тогда сказали, что милиция – это мужская работа, здесь проявляется характер.
– Помню, но не совсем хорошо. Но считаю и сейчас, что в милиции работать трудно.
Его служба всегда была связана с людьми. Еще в армии, в школе сержантов Виктор Иванович понял, что с позиции силы общаться с человеком нельзя. «Кричать на человека – это проявлять свою слабость, – говорил ему старший по званию. – Действуй силой убеждения». Эти слова он запомнил на всю жизнь. И ему это помогало.
– Я многому научился у Сергея Андреевича Забралова, когда под его руководством работал в дежурной части. Опытный руководитель, он всегда вовремя приходил на помощь, тактично подсказывал, что нужно сделать в тот или иной момент. «Если я молчу, значит, ты все делаешь правильно», – говорил Сергей Андреевич.
– Вы работали под руководством Виктора Николаевича Сурнина, который возглавлял Димитровградское ГОВД, а потом был назначен на должность начальника областной милиции. Многие ветераны вспоминают его, ныне покойного, как очень хорошего руководителя.
– Виктор Николаевич назначил меня командиром взвода ППС, когда произошла его реорганизация. Помню, я подъехал к ГОВД на мотоцикле, а он стоял на крыльце. И говорит мне: «Хватит бездельничать. Пиши рапорт на командира взвода». Я говорю, что не потяну эту должность. А он мне в ответ категорично: «Твои возможности меня не интересуют. Пиши рапорт…»
Написал. Вспомнил армию, начал изучать документы, личные карточки подчиненных: командир должен знать все про своих сотрудников: и про то, как может работать, и про то, какая обстановка у него в семье. Когда Виктора Николаевича Сурнина назначили начальником УВД Ульяновской области, он присылал в Димитровград сотрудников перенимать опыт работы.
Сурнин же ввел форму работы по системе «Квадрат». Кстати, димитровградская милиция сделала это сразу же после Москвы. Город разбивался на условные «квадраты», и каждая группа отвечала за свой «квадрат». Этот метод особенно был эффективен в борьбе с уличной преступностью. Выезжая на дежурство, милиционеры ППС, ГАИ, вытрезвителя, передвижная патрульная группа, отрабатывая свой участок, объезжали все места, где могли находиться правонарушители.
– Трудно было работать в милиции?
– Мы сутками не уходили с работы, когда требовала обстановка. Кроме этого, нужно было еще и учиться. Сначала меня направили в Елабужскую школу милиции. Потом руководство предлагало поступать в высшее учебное заведение. Но не было времени. Да и семья нуждалась во внимании.
– Когда вы перешли на оперативную работу, вам пришлось заново учиться?
– Человек всегда чему-то учится. Работая на прежних должностях, я всегда подмечал, как работают сотрудники уголовного розыска, какую имеют хватку, есть ли у них чутье.
В уголовный розыск мне предложил перейти Сергей Алексеевич Батанов. Мне в то время было уже 40 лет. Менять что-то в жизни было трудно. Но помогли грамотные оперативники Посемейнов, Селезнев, Шаронин. Валерий Алексеевич Посемейнов мне заявил: «Посмотри, почти все опера – молодые, зеленые. А тебя учить – только портить…»
В уголовном розыске я начинал в «квартирном отделе». Потом начальник криминальной милиции Николаенко назначил меня старшим в группе по раскрытию преступлений против личности, о чем я, кстати, узнал, будучи еще в отпуске. Первые полгода были очень трудными. Начало лихих 90-х, первые заказные убийства. Машины нет. Коллектив небольшой. Состав группы потом увеличили, но он постоянно менялся. За счет нашей группы усиливали другие, а мне говорили: мол, ничего, вырастишь себе других сотрудников. Как жена терпела?..
– Коллектив уголовного розыска был сильным?
– Он был и сильным, и работоспособным. Надо работать – работали сутками, можно сказать, за идею. Да и работа мне нравилась. Живая, рисковая, на месте не сидишь. Уходя в отпуск, отдыхаешь первую половину, а потом уже тянет на службу. В первый день приходил в ГОВД на несколько часов раньше: так хотелось увидеть друзей, пообщаться.
– Вы на пенсии уже более десяти лет. Вам снится работа?
– Снится. Но сны не страшные, хотя на службе приходилось видеть разное. Снятся умершие коллеги, иногда во снах я наблюдаю за тем, как раскрываются преступления. Часто снится армия, будто бы я опять сержант. Просыпаюсь и недоумеваю: я же майор!
Портреты, натюрморты, пейзажи…
– Писать картины дано не каждому. Кстати, многие ваши коллеги о вашем ремесле даже не знают. Как к вам пришло это?
– Я любил рисовать с детства. Потом забросил и кисти, и краски. Времени не хватало. А как на пенсию вышел, как закончилась дача, вспомнил об этом. В основном пишу зимой, когда светлое настроение, когда никто не мешает.
Я ведь самоучка. Хотел как-то пойти поучиться в изостудию, но потом передумал. Покупал специальную литературу, книги о художниках, изучал манеру письма великих мастеров, но никогда не копировал их.
– В настроениях ваших картин угадываются мотивы Саврасова, Шишкина, Левитана. Все картины светлые. Зеленый и золотой лес, синее небо. Темные краски вам на службе надоели?
– Я бы не сказал, что служба в милиции ассоциировалась у меня с темными тонами. Нужно уметь отделять одно от другого. На работе я иногда рисовал, делая черно-белые наброски.
Синий – мой любимый цвет. Это благородство, спокойствие.
Люблю рисовать природу. Иногда рисую по памяти. Наша семья жила в поселке Черемшанском. Летом всегда проводил время на улице. Прибежишь домой, схватишь кусок хлеба – и в лес. Никогда не боялся леса и сейчас не боюсь.
Иногда рисую с натуры, на пленэре. Но для этого должно быть настроение. И тишина, когда один на один с мольбертом…
– А кого вы изобразили вот на этих портретах?
– Это дочь Оксана. Это жена Татьяна, когда ей было 19 лет. Это мой дядя Алексей, который пропал под Витебском в 1941 году. Его портрет я рисовал с фотографии, которая сделана в декабре 41-го.
– 20 июня вам исполняется 60 лет. Что для вас сейчас в жизни важнее всего?
– Главное в жизни – просто жить. Я всегда говорил и говорю сейчас, что живу до тех пор, пока нужен людям. А я нужен, прежде всего, своей семье. С супругой мы прожили вместе 39 лет. Наша дочь нам подарила двоих внуков: Даниле 14 лет, а Давиду (вы его видели, сейчас он бабушке помогает на кухне) – уже семь. У нас так сложилось, что почти все мы отмечаем дни рождения в июне: и внуки, и я, и муж дочери Алик. Так что весь июнь у нас праздники…
На этой доброй ноте у нас и завершилась беседа с Виктором Ивановичем Резцовым. Здоровья ему, счастья его семье и новых картин!