Именно так все говорят о Владимире Петровиче Выборнове, который вчера отметил свой полувековой юбилей. Седьмой год он работает главным специалистом по транспорту и связи администрации города, посвящая 99 процентов своего времени именно пассажирским перевозкам, организация которых в Димитровграде признана лучшей во всей Ульяновской области

– Владимир Петрович, вы давно живете в Димитровграде, с которым уже практически породнились. А где вы родились? Кто ваши родители?

– Родом я из Вешкаймы Ульяновской области. Родители были почтовиками, теперь пенсионеры. Мама Таисия Петровна – добрая, мягкая женщина. Она в нас, детях (у меня еще есть младшая сестра Татьяна), души не чаяла. А отец Петр Федорович всегда был строгим, требовал прилежания и послушания. Благодаря этому я неплохо окончил десятилетку, что позволило поступить в питерское профтехучилище, чтобы овладеть строительной специальностью.

– Каждый, кто хоть раз побывал в городе на Неве, очарован его величественной архитектурой. А вам посчастливилось там учиться…

– Не только учиться, но и работать слесарем-монтажником я начал в Ленинграде. Больше года восторгался его историческими памятниками, прекрасными набережными и белыми ночами. И в армию оттуда призывался…

– В какие войска вас направили?

– Куда попаду, знал заранее, так как полгода проучился на радиотехника в школе ДОСААФ. Сначала направили в учебную часть в Белоруссию, а оттуда – в Варшаву, в войска правительственной связи.

Помню, как удивились командиры, когда я с соревнований, проходивших в Воронеже, привез сразу три почетных грамоты. Дело в том, что из 24 участников нас, солдат срочной службы, было всего три человека. Остальные – офицеры. Обставить их было нелегко, но очень хотелось. И я это сделал, мгновенно завоевав уважение начальства и авторитет среди сослуживцев. Поэтому за последние полгода службы от ефрейтора до старшего сержанта вырос. Когда пришел приказ о демобилизации, мне командир сказал: «Оставайся еще на две недели, присвоим звание старшины». Но мне домой очень хотелось – столько идей и планов нужно было осуществить, да и лычки на погонах дембельской формы лень было заново переделывать…

– Какие же планы вы тогда строили?

– Хотел дальше учиться. Правда, где именно, не мог определиться. В 20 техникумов в разные города направлял запросы из армии. Только один не ответил – Самарский политехнический. Его я и решил взять приступом. И взял, поступив на отделение почтовой связи.

– Получается, по родительским стопам все же пошли?

– Да. Учеба, правда, не была легкой. В том плане, что пришлось академический отпуск брать, когда старший сын родился. На студенческую стипендию семью не прокормишь, вот и поработал я год на Ирыклинской ГРЭС в Оренбургской области. Затем продолжил учебу. Окончив техникум, сначала получил направление в Оренбург, но почему-то душа не лежала к переезду в те края. Вот я и выпросил перераспределение в родную Ульяновскую область. Оказалось, что в Димитровграде мне самое место.

– Это точно. Сегодня трудно представить, каким был бы городской пассажирский транспорт, если бы вы ежедневно, ежечасно не занимались своим делом. Хотя ваша должность подразумевает и работу со связью…

– С этим проще, ведь я, получив направление, с 1983 года работал в Димитровградском межрайонном узле связи. Сначала инструктором по эксплуатации, затем бухгалтером-ревизором. После небольшого перерыва, а мне и слесарем-газовщиком здесь довелось потрудиться, еще три года работал в узле связи инженером по эксплуатации.

– А как же вы в налоговую инспекцию попали? Ведь вас оттуда пригласили в администрацию?

– В 1994 году, когда укрупнялась недавно организованная городская налоговая инспекция, мне предложили перейти в эту структуру. Подумав, я решил, что справлюсь с бумажной работой, ведь таковой было немало и у бухгалтера-ревизора. Но ведь в налоговой службе есть свои тонкости, так что пришлось получать профильное образование, как говорится, без отрыва от производства.

Пока учился в Мелекесском сельхозтехникуме, овладевал практическими навыками в различных направлениях. Был инспектором по садам, гаражам, приватизированному жилью. Два года контролировал реализацию алкогольной продукции в городе. Потом был занят на проверках фирм, а там дошла очередь и до предпринимателей.

Словом, когда в 2003 году Нина Владимировна Меднова, возглавившая экономический блок в администрации главы города Сергея Ивановича Морозова, позвала меня поработать на участке транспорта и связи, я уже знал всех димитровградских предпринимателей поименно. Да и о том, что от меня требуется, имел четкое представление: связь для меня была родной стихией, а как должен работать общественный транспорт, не понимает только ребенок. Так что с первого дня засел за телефон. Вот и сегодня без него никак: договариваюсь с перевозчиками, выслушиваю жалобы димитровградцев, реагирую на острые сигналы и переубеждаю людей, которые немного перебарщивают в своих требованиях…

– А благодарность кто-либо выражает?

– С этим пока напряженней, хотя и такие случаи были. Да вы и сами знаете, сколько их публиковалось в газете. И от пенсионеров, которых в ярмарочный день развозили с покупками по домам. И от горожан, которым выделялись дополнительные автобусы в родительские дни. И от творческих коллективов, которые с помощью наших перевозчиков добираются в областной центр и другие города, где проходят концерты и конкурсы. И от юных спортсменов, которые выезжают на областные и региональные соревнования на специально выделенных димитровградских «пазиках»…

Если постараться, этот перечень можно и продолжить, но я думаю, что это не столь важно для общей картины. Гораздо важнее то, что наши усилия по организации пассажирских перевозок дали такой результат, который вызывает даже уважение коллег из Ульяновска, а ведь там одновременно работает сразу несколько видов общественного транспорта: трамваи, троллейбусы, автобусы и маршрутки. Причем есть как государственные, так и коммерческие линии.

– В нашем городе остались только частные перевозчики. Это облегчает или усложняет работу?

– Нельзя сказать, что поначалу все давалось очень легко. Сегодняшняя схема движения городских автобусов начала формироваться в 2001 году, когда город возглавил Сергей Иванович Морозов. Он практически сразу же взялся за наведение порядка в сфере пассажирских перевозок, лично возглавив транспортную комиссию, в которую вошли руководители транспортных предприятий, представители контролирующих и разрешительных органов. Совместными усилиями были разработаны требования, которыми и сегодня руководствуются перевозчики: строгие маршруты следования автобусов, интервал движения и прочее. Все это легло в основу договора, который был заключен между городской властью и частными перевозчиками, взявшими на себя обязательства оказывать транспортные услуги населению Димитровграда после развала ДПАТП.

Сегодня наш опыт организации коммерческих маршрутов стараются перенять представители других городов нашего региона, включая и областной центр. И дело тут не только в организации движения автобусов, которая, безусловно, очень важна и нужна. Суть в самом подходе к решению любых задач, будь то лицензирование, технический осмотр, создание ремонтных баз, организация предрейсовых медосмотров или разработка проектов и выполнение предусмотренных ими обязательных природоохранных мероприятий. Именно поэтому на базе нашего города областное министерство транспорта нередко проводит тематические семинары и даже экскурсии на лучшие автобазы.

Да и мы сами стараемся кое-чему научиться у иногородних коллег. Еще в 2005 году инициировали проведение конференции по развитию транспорта в малых городах России. Надо сказать, это была обоюдовыгодная встреча, способствовавшая выходу на новый уровень димитровградских пассажирских перевозок.

– Схема движения городских автобусов год от года растет. Если сравнивать количество маршрутов, то насколько их стало больше?

– Если считать по количеству действующих маршрутов, то теперь мы имеем 23 против одиннадцати, существовавших до 2004 года. А если учесть, что некоторые из традиционных маршрутов были упразднены по причине появления более удобных для горожан, то всего за эти годы появилось 16 новых линий, которые очень хорошо вписались в нашу кольцевую систему. В целом по ней одновременно курсирует 183 пассажирских автобуса.

– Это большое хозяйство требует особого внимания, ведь работаете вы в первую очередь для людей. Легко ли отстаивать их интересы перед перевозчиками?

– Я не сторонник принятия волевых решений. Считаю, что путем поиска компромисса можно мирно преодолеть любую трудность, причем это будет выгодным для всех: и для пассажиров, и для перевозчиков, и для городской администрации, одной из функций которой является поддержание порядка в сфере пассажирских перевозок. А это монотонная повседневная рутина, нацеленная на дальнейшее совершенствование работы городского общественного транспорта.

– Получается, по характеру вы больше в маму пошли?

– Мне кажется, от обоих родителей что-то перепало. Наряду с мамиными мягкостью и бесконфликтностью есть в характере папины настойчивость и целеустремленность, которые и помогают добиваться желаемого.

– Все отмечают, что вы очень приветливый и радушный человек. Наверное, у вас много друзей…

– Добрых знакомых и приятелей у меня действительно много. Но что касается дружбы, то в моем возрасте люди больше ценят давно сложившиеся и проверенные отношения. Так что в действительности у меня всего три друга. Один – со школьной скамьи, с двумя жизнь свела в Димитровграде.

– Где вы с ними чаще всего встречаетесь?

– Ездим на рыбалку, где никто и ничто не мешает наслаждаться духовным единением. Причем этим поездкам никакая погода не помеха. И при плюс тридцати градусах, и при минус тридцати, и под дождем, и под снегопадом отдых получается просто замечательным. Я очень люблю нашу природу, поэтому как можно чаще стараюсь выбираться за город.

– Кроме рыбалки, каким еще увлечениям вы отдаете предпочтение?

– Как большинство мужчин, я азартный болельщик. Футболом и хоккеем с детства для души занимался, поэтому не могу пропустить ни одного стоящего матча. Когда-то всей душой болел за киевское «Динамо», теперь переключился на «Локомотив». Среди хоккейных команд выделяю московский «Спартак». Но и местным соревнованиям отдаю должное внимание, поскольку считаю, что чувство патриотизма должно быть в каждом из нас.

– Помнится, вам удалось произвести фурор и на губернаторских состязаниях, где боролись за призы сразу в нескольких видах спорта, включая спортивное рыболовство, и в творческих конкурсах…

– Да, было дело. После моего выступления в роли Ленина меня еще долго называли Ильичом. Даже обижаться стал. Думал, никогда не забудут.

– А кто из великих является вашим кумиром?

– Среди государственных деятелей – Петр I. По моему убеждению, эту историческую фигуру никому до сих пор не удалось затмить.

В науке я преклоняюсь перед Ломоносовым, который поражает как тягой к знаниям, так и разносторонним развитием.

Было время, я очень увлекался исторической литературой. Причем не только художественной, но и публицистической. Это заставило меня переоценить многое из того, чему нас учили в школе. И в то же время развило чувство гордости за своих знаменитых соотечественников.

– Владимир Петрович, у вас трое сыновей. Как зовут младших Выборновых? И к чему они проявляют способности?

– Старший Павел уже состоялся как личность. У него собственный бизнес, который приносит ему не только доход, но и моральное удовлетворение.

Средний Артем скоро вернется из армии. Самое время задуматься, по какому пути идти дальше. Интуитивно ощущаю, что он сделает правильный выбор.

Младшему Никите всего четыре года. Он пока ходит в детский сад, получая навыки жизни в коллективе, благотворное влияние которого налицо: неугомонный мальчик, буквально сгусток энергии, в детском саду становится вполне серьезным и послушным. Кем он станет, я и представить себе не могу, но сейчас он очень активный и любознательный.

– Глядя на вас, понимаешь, что человек состоялся и в профессии, и в жизни. Вас уважают коллеги, о вас тепло отзываются близкие. О чем еще можно мечтать?

– По большому счету, только об одном: младшего поднять и воспитать, чтобы вырос он настоящим человеком.

– Пусть непременно сбудется ваша мечта, Владимир Петрович! Здоровья вам, счастья, успехов во всех делах и радости на долгие-долгие годы. С юбилеем!

Светлана КНЯГИНИНА