В нашей газете уже сообщалось о том, что с 1 мая внеплановые проверки предпринимателей проводятся по согласованию с прокуратурой. Вступившие в силу досрочно на два месяца раньше срока поправки в федеральный закон, по мнению законодателей, должны помочь избавить предпринимателей от излишнего административного прессинга и уменьшить коррупцию. Подробнее о действии этого закона рассказывает старший помощник прокурора Димитровграда Максим Александрович Гаврилин

– С 1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В соответствии с ним органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля плановые проверки в деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут проводиться не чаще чем один раз в три года. Внеплановые же проверки проводятся по основаниям, предусмотренным Федеральным законом №294-ФЗ. Причем в ряде случаев внеплановые выездные проверки проводятся только с согласия прокурора.

– В каких случаях проверки проводятся с согласия прокурора?

– С согласия прокурора внеплановые выездные проверки проводятся на основании обращений и заявлений, поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля, на основании информации от органов государственной власти, органов местного само- управления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы или уже причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

– На какие проверки не требуется этого согласования?

– Без согласия прокурора внеплановые выездные проверки проводятся при истечении срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения, обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также в случае нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

При этом в законе сказано, что обращения и заявления, не позволяющие установить их автора, не содержащие сведений о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

– Наверняка за время действия закона в прокуратуру уже обращались за согласованием внеплановых проверок?

– За время действия Федерального закона №294-ФЗ в прокуратуру Димитровграда поступило семь заявлений от органов государственного контроля (надзора) о согласовании проведения внеплановых выездных проверок. По трем заявлениям прокуратурой было дано согласие на проведение таких проверок, по одному заявлению было дано разъяснение о необходимости обращения за согласованием в прокуратуру Ульяновской области, поскольку данный орган не имел территориальных подразделений в Димитровграде. И по трем заявлениям в согласовании проведения проверок было отказано. Основаниями для отказа в двух случаях явилось несоблюдение законодательных требований к оформлению распоряжений руководителями государственных органов контроля (надзора), а в одном случае – отсутствие документов, указывающих на наличие оснований для проведения внеплановой выездной проверки.

Необходимо отметить, что в развитие Федерального закона №294-ФЗ приказом Мин-экономразвития №141 от 30 апреля 2009 года была утверждена типовая форма журнала учета проверок юридического лица (индивидуального предпринимателя), проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, которая обязательна для соблюдения субъектами предпринимательской деятельности.