Любовь Чиликова.
Рабочие, занятые на ремонтно-реставрационных работах в храме в Германовской церкви в Ульяновске, накладывают шпаклевку и побелку на роспись начала 20 века, что, по мнению областного комитета по охране культурного наследия, наносит вред старой росписи, передает в понедельник корреспондент РИА Новости.
“Росписи в храме забеливать никто не разрешал. Их нужно реставрировать. На срочной реставрации мы не настаиваем. Есть договоренность с епархией о том, что росписи будут временно законсервированы, а затем, когда появятся средства, отреставрированы”, – сообщила РИА Новости заместитель председателя комитета Любовь Еремина.
Реставрация росписей предусмотрена и проектом восстановления церкви. Автором проекта является “Спецпроектреставрация”. Директор организации Юрий Козлов повторил слова представителя комитета: “Пока решили росписи законсервировать, не трогать, а в дальнейшем делать реставрацию”.
Юрий Агатов, главный инженер подрядной организации ООО “Истоки”, которая занимается ремонтом, не стал комментировать уничтожение росписей и посоветовал обратиться в епархию.
Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл на пресс-конференции в понедельник сообщил, что, по мнению искусствоведов, старая роспись не имеет ценности, поэтому ее решено заменить на новую. Фамилии искусствоведов владыка Прокл не назвал.
“Росписи были чуть заметны. И это была такая роспись, не представляющая исторической ценности абсолютно. Со временем храм будет расписан. Сегодня мы не имеем средств и не имеем возможности их восстанавливать. А оставлять в таком виде, в каком они есть, не имеет никакой целесообразности”, – сказал владыка.
По мнению ведущего в Ульяновске эксперта по иконописи, искусствоведа Владимира Цодиковича, любые росписи, в том числе, начала 20 века, представляют ценность, и должны быть восстановлены и изучены. Фрески в Германовском храме он осмотрел весной 2008 года по просьбе департамента культуры и посоветовал восстановить те, что сейчас имеются в храме, а также отмыть от мела и отреставрировать росписи, что были забелены в прошлые годы.
“Причем этим должны заниматься реставраторы, а не маляры”, – отметил Цодикович.
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ
По данным краеведа Павла Мартынова (1847-1921), история Германовской (Воскресенской) церкви началась в 1677 году, когда в Симбирск (старое название Ульяновска) были привезены мощи Святого Германа, Казанского чудотворца. На месте встречи мощей за городом было совершено всенощное бдение. Затем здесь выстроили часовню, а в последствии деревянную церковь. В начале 19 века деревянную церковь заменили на каменную и несколько раз перестраивали.
Германовская церковь славилась росписью, хоровым пением и тем, что на ее колокольне был установлен самый большой в Симбирске и чистый по звучанию колокол весом свыше 700 пудов. Звон колокола был слышен за многие километры.
Как пишут современные историки, в октябре 1912 года палехский богомаз Иван Васильевич Белоусов обновил в храме обветшавшую роспись. Также в это время были обновлены иконостасы. На это дело большие средства пожертвовали состоятельные прихожане. Огромный по тем временам взнос – 6 тысяч рублей – сделал Ефим Иванович Куликов – “легендарный богач и аскет, ворочавший тысячами, но не имевший ни приличной одежды, ни мебели”.
Решениями Ульяновского горисполкома от 28 августа 1931 года Германовская церковь была закрыта, а от 17 сентября 1931 года ее здание передано государственному архиву Ульяновской области.
В 1990 году Германовская церковь была поставлена на государственную охрану как памятник регионального значения.
В конце 2007 года после ряда арбитражных судов храм был возвращен епархии, и в 2008 году начались ремонтно-реставрационные работы.
Внимательный
Это не первый удар, который церковники наносят по культуре. И, к сожалению, не последний. Особенно сейчас, когда власть на любое их требование стойку делает
anlip
В с. Елшанка стоит церковь начала 19 в. с огромными фресками Худякова.
Скоро этот объект культурного наследия рухнет окончательно.
Разве кому-то есть до него дело?
Зри в корень
А разве они не понимали, что делали, когда обрекли на уничтожение арживные документы, и закрыли множеству людей доступ к работе с ними?
А, между прочим, у многих это единственный был шанс защитить свои права.
Прихожу к выводу о том, что уничтожать документы выгодно и РПЦ, и власти в целях передела и захвата собственности.
Вот их мораль и нравственность в действии..
он
Церковь является главным хранителем основы нашей культуры. Заказные статьи в газетах, борьба за кафедральный собор, раскол, о которм как по заказу стала писать наша пресса – звенья одной цепи.
Это удар по около культурным ценностям и функцонерам возле культуры. Вой по утраченому надо поднимать было давно, но в нашем богоборческом настроении сместить акценты очень трудно.
Имярек
Нечего вешать на РПЦ всех собак. Архив должны были передать еще в начале 90-х, но власти не чесались.
Фрески в архиве вообще были закрыты от обозрения, и никому до этого не было дела. А тут вдруг на тебе – культура им понадобилась!
Знайка
Имяреку.
Неправда. Архив вёл большую просветительскую работу: проводил экскурсии для школьников и студентов, и фрески , как и древние документы,знакомы многим. Документы берегли в течение всего существования архива: следили за температурно-влажностным режимом, документы лечили, реставрировали в специальных лабораториях. Документы, хранящиеся, в архивах, – достояник всего народа, а не чиновников, которые демонстрируют свою безнравственность, безграмотность, бескультурье. Во всём мире архивам придают первостепенное значение. К сожалению, только в Ульяновске, этого не понимают, потому что у нас на первое место вышли корысть, деньги и личные амбиции некоторых чиновников.