Близится 225-летие современника Пушкина, героя 1812 года, поэта Дениса Давыдова. «Где Пушкин – там и Давыдов», – говорит известный ульяновский архитектор и художник Лев Нецветаев. Даже в сохранившихся школьных тетрадях Нецветаева сюжеты хоть и чередуются, но имеется закономерность и чувствуется неистребимая потребность излить свою любовь: Пушкин – Петр Великий – Спартак Тарас Бульба… Денис Давыдов – тоже герой живописи Льва Нецветаева. Льву Николаевичу доподлинно известно, кто писал в свое время биографию Дениса Васильевича как предисловие к сборнику его стихов. Сам же Давыдов и писал, и вот перед нами – один из героев войны 1812 года: «Давыдов принимает на щит свой все удары главных сил неприятеля и не уступает ему ни шагу…». «Да полно, – смеется Лев Николаевич, – он адъютантом был, бумаги развозил. Ну случались, конечно, и у него героические поступки. Да и на вид он – тщедушный, маленький, с писклявым голосом… Ну как же, Суворов его мальчиком заметил и благословил на подвиги…». И вот мы видим на полотнах Нецветаева Давыдова, каким представляли его в воспоминаниях современники, каким видит его, изучив кучу исторических материалов, сам Лев Николаевич – настоящего русского патриота, бравого воина, шкодливого и взбалмошного, немного позера.

Дениса Давыдова ульяновцы почитают земляком, хотя поселился поэт в селе Верхняя Маза, тогда еще Пензенской губернии, уже в зрелом возрасте, женившись на симбирянке, владелице этого имения. Здесь он провел последние годы жизни. Но для ульяновцев это – страницы истории симбирской земли. А местные поэты и художники посвящают ему свои произведения. Лев Нецветаев с уважением говорит о своих коллегах, но когда речь заходит об одном полотне, посвященном Давыдову, удивляется: «Ну почему маленький Давыдов изображен выше Багратиона, почему Багратион седой, а его мундир – голубого цвета, а не темно-зеленого?!». Не принимает художник, тщательно изучивший эпоху и ее героев, неточностей в их изображении.

В нецветаевской книге стихов «Симбирская гора» Давыдову посвящены три стихотворения. Его живописный портрет украшает краеведческий отдел Ульяновского Дворца книги. Музею Верхней Мазы Нецветаев подарил свои рисунки. На одной из его картин лихой гусар в азарте боя несется на коне. На другом полотне – Багратион слушает адъютанта, пришедшего с идеей партизанских действий. На третьем – Давыдов, приостановив свой отряд в заснеженном лесу, всматривается вдаль, поджидая французов. Здесь он – партизан в казацком кафтане и мохнатой шапке. На днях Нецветаев завершил еще одну большую картину – та же тема партизанской разведки: Денис Васильевич, свесившись с коня, слушает пришедшую в лес за хворостом крестьянку, та показывает ему дорогу.

Интересна и большая гуашь «Мальчишник у Пушкина перед его свадьбой» (здесь Давыдов познакомился с поэтом Николаем Языковым): Денис Васильевич поднимает тост, Языков влюбленно на него смотрит, а Пушкин отрешенно грустен. Об этом событии – и в одном из последних стихов Нецветаева: «Ничем тревоги внутренней не выдав, Сполна создав виновнику хвалы, Шутя, как все, сидит Денис Давыдов, А мысли и не так уж веселы…».

Проиллюстрировал Нецветаев и недавнюю книгу ульяновского краеведа Жореса Трофимова «Мой Денис Давыдов».

Так воин, поэт, патриот Денис Давыдов нашел через столетия путь к сердцу художника, поэта, патриота Льва Нецветаева.

Елена ЗЫКИНА.