На один день корреспондент «УС» поступил в качестве стажера в криминальную милицию при УВД Ульяновской области
Незаметные в толпе
Ранее утро. Однако жизнь в отделе по расследованию имущественных преступлений уже кипит. В небольшой кабинет то и дело заходят сотрудники, компьютеры на столах выбрасывают порции оперативной информации, беспрерывно звонит телефон. Сторонний наблюдатель не сразу определит, что находится в милиции – все в штатском, обращаются друг к другу по именам, в разговоре – минимум специальных терминов. Это специфика работы оперативных уполномоченных – умение слиться с толпой и ничем не выдать себя при розыске и задержании преступника.
– Работать приходится большей частью на улице, – объяснил корреспонденту «УС» старший опер отделения по расследованию краж и грабежей Алексей. – Форму надеваем лишь на дежурство, вооружаемся – по необходимости. Самые распространенные преступления сейчас – грабежи сотовых телефонов и дамских сумочек. Идет на это в основном молодежь, а также ранее судимые, недавно освободившиеся из мест заключения. Часть преступлений удается раскрыть по горячим следам, остальные требуют более тщательной работы. Мы беседуем с потерпевшим, составляем фоторобот, определяем круг подозреваемых. Случается, вора берем с поличным. Его нетрудно выявить в толпе – он внимательно следит за прохожими, высматривая, у кого выпирает кошелек в кармане или расстегнута сумка.
– Иногда, задерживаешь человека за грабеж, а оказывается, что он причастен к более тяжкому преступлению, – подключился к разговору коллега Алексея. – Однажды, несовершеннолетний парень попался на воровстве, а в ходе следствия выяснилось, что немногим ранее он с подельником убил бомжа и находится в розыске.
Поступает очередная информация – в Засвияжском районе действует вор-карманник. Часть сотрудников выезжает на место.
Десять машин за сутки
Автолюбители со стажем еще помнят времена, когда участь многих украденных машин была незавидна – их попросту разбирали на запчасти, пользовавшиеся в эпоху дефицита огромным спросом, и следы любимого авто терялись навсегда. Ныне обилие автомагазинов свело на нет этот источник дохода, да и продажа краденой машины сопряжена с большим риском и не всегда бывает выгодна. Но автоворы нашли новый способ получения денег.
– Теперь они требуют за машины выкуп, -рассказал оперуполномоченный Александр, занимающийся розыском краденых авто. -Звонят владельцу и называют сумму, обычно 70-80 тысяч рублей за «Лады» 10-го семейства (их угоняют чаще всего). Занимаются подобными делами, как правило, организованные преступные группы, при передаче денег и возврате посредников задействуют многочисленных посредников. Недавно обезвредили банду, совершившую по этой схеме шесть краж в Заволжье и четыре в Засвияжье.
Угонщики ныне – также не чета прежним. Лет пятнадцать назад основным орудием автовора был проволочный крючок или металлическая пластинка, с помощью которой он открывал водительскую дверцу. Сейчас обилие разнообразных сигнализаций вынудило злоумышленников вооружиться сканерами. Этот прибор может размещаться в корпусе сотового телефона и позволяет незаметно отключить даже самую надежную защиту. Далее в ход идет универсальный ключ, и вот уже машина в руках вора. На все уходит не более минуты. Был случай: в Завияжском районе опытным вором было угнано десять автомобилей за сутки! Взяли его с поличным, преступление зафиксировали на камеру. А машины стояли в гараже-отстойнике, который арендовали по объявлению в газете.
– Чтобы не стать жертвой угонщика, рекомендуем всем соблюдать несколько несложных правил, – продолжил рассказ Александр. – Оставляя машину на стоянке, обратите внимание на припаркованные поблизости автомобили и прохожих. Если сигнализация не включилась с первого раза и «глючит», значит вас скорее всего сканируют, и лучше сразу уехать. Серьезным препятствием для угонщика станут и дополнительные средства защиты – замок на педалях, руле или рычаге коробки передач. Как правило, воры стремятся завладеть машиной как можно быстрее, и не станут рисковать и тратить время.
«Креативное» вымогательство
Тем временем, в кабинет возвращаются двое оперов, конвоирующих подозреваемого из следственного изолятора. Да-да, иногда им приходится брать на себя и такие функции, не говоря уже об огромном объеме бумажной работы. Молодой парень проходит по делу о мошенничестве – одном из самых запутанных и изощренных преступлений в практике отдела.
– В начале года ульяновцам, в основном женщинам, начали звонить по ночам и сообщать, что их сын попал в неприятную ситуацию, – сообщил начальник отделения №1 отдела по раскрытию имущественных преступлений Владимир Д. – Скажем, сбил человека на машине, и требуется определенная сумма для улаживания вопроса с ГИБДД. Затем трубку брал мнимый сотрудник ДПС, представлялся офицером 24-й (не существующей) роты, и объяснял, когда и кому нужно передать деньги. Сумма колебалась от тридцати до ста тысяч рублей. За деньгами присылали таксиста, который и доставлял их мошенникам. Так удалось обмануть около тридцати доверчивых горожан.
Стражи порядка проверили номер, с которого звонили преступники – тот оказался зарегистрирован в Сызрани. Туда же направлялись и деньги. Пришлось послать в соседнюю область оперативную группу. Удалось выяснить, что все звонки осуществлялись… из следственного изолятора. Организатор шайки, некий Б. родом из Москвы, оказавшись за решеткой, не растерялся и начал новый преступный бизнес. Номера телефонов выбирал путем случайного отбора, легенду придумывал на ходу. Деньги получал с помощью сообщников на воле.
– Доходы позволили ему даже приобрести несколько такси и получать уже легальную прибыль, – подвел итог Владимир Д. – Сейчас по совокупности преступлений ему грозит до двенадцати лет лишения свободы. Если удастся доказать причастность других членов преступной группы – они также получат большие сроки.
Что ж, пожелаем удачи операм!
Дмитрий Сильнов