Глава правительства Владимир Путин выступил против замораживания тарифов на услуги естественных монополий.
Заявление Путина было сделано во вторник на встрече с руководством Совета Федерации. Начиналась она, кстати, как и тогда, когда В.В.П. был главой государства: верхушка законодательного органа страны при входе назначенного президентом премьера почтительно встала и стояла, пока глава правительства не сел. Но это так, попутно.
Тарифы, сказал Владимир Путин, будут повышены меньше индекса инфляции, но замораживать их совсем нельзя, добавил он, «это скажется на реальном секторе экономики». Свое заявление премьер прочитал по бумажке, то есть текст был, видимо, подготовлен кем-то из его помощников или советников. И было непонятно, что В.В.П. имеет в виду под реальным сектором экономики. Если монополии, то они живут совсем неплохо и при действующих тарифах. Единственный только факт: глава Газпрома Алексей Миллер строит, по слухам, на берегу одного из подмосковных водоемов дворец в стиле венецианских дожей. Стоимость такого дворца вместе с землей – десятки миллионов долларов. Явно не бедствуют и менеджеры газовой монополии помельче. А вот другая часть реального сектора – производство товаров и сельхозпродуктов – давно уже под гнетом действующих тарифов стонет. В частности, на электроэнергию. По стране разори-лись и обанкрочены тысячи предприятий агропрома. В немалой,части разорились они из-за невозможности оплачивать электричество. И еще, конечно, ГСМ. В городах предприятия увязли в долгах на теплоэнергию. Многие из них практически отказались от отопления в холодное время года. Поддерживают лишь температуру в цехах выше нуля, оставляя в таких условиях персонал трудиться. Итог – массовые заболевания рабочих.
Представители этого сектора из года в год призывают власть остановить рост тарифов, что позволило бы предприятиям не сжигать все деньги в топках ТЭЦ, оставляя часть на развитие. Их продукция стала бы в результате более конкурентоспособной – тогда и рубль, возможно, не пришлось бы ронять.
Растут долги за услуги монополистов и у населения. У нас в области они исчисляются, например, в миллиардах рублей. И из года в год становятся больше. Вилка между доходами людей и тарифами тянет население на дно.
Но призывы остановить тарифы, похоже, тщетны. Утешает в этой ситуации только одно: идея их неуклонного повышения принадлежит, возможно, не Путину, а тем, кто готовит тексты его заявлений, и когда премьер осознает, куда ведет этот путь, он сменит своих советников. Кризис же поможет ему осознать это побыстрее. Вот такие наивные околотарифные мечты…
Юрий КАШИНСКИЙ