В прошлом году администрация музея «Петергоф» готовила традиционный праздник фонтанов и объявила тендер: подряд получит та компания, которая возьмется организовать мероприятие за пять дней. Это означало, что заказ в итоге получит конкретная фирма, с которой давно сотрудничает «Петергоф», – ни один другой организатор праздников так быстро просто не справился бы. Директор «Петергофа» Елена Кальницкая потом так прямо и объяснила: если проводить конкурсы по закону, мероприятия в музее мирового масштаба будут походить на кондовые праздники в московском ЦПКиО.
Госслужащие оправдываются: если делать по закону, ничего хорошего не выйдет. Тем временем система госзакупок превратилась в гигантский коррупционный механизм. Конкурс с неочевидным результатом стал исключением. До 2006 года в госзаказе царил полный мрак: не было ни единых правил закупок, ни системы контроля. Ведомство публиковало коротенькое объявление о конкурсе, и претенденту со стороны еще предстояло каким-то образом добыть у этого ведомства описание работ. Многие сдавались уже на этом этапе, а те, кто доходил до конца, все равно проигрывали. За тем, как тратятся триллионы из бюджета, следили 10–15 человек из Минэкономразвития.
Четыре года назад все параметры госзаказа прописали в одном законе, но коррупция никуда не исчезла. В Национальной ассоциации участников электронной торговли подсчитали, что в прошлом году из отпущенных на госзакупки 4,2 трлн рублей государство потеряло 364 млрд. То есть 9%. Посредники, работающие в этой сфере, называют другие цифры: средний откат составляет 30–40% от суммы заказа. В этом году на госзаказ будет потрачено примерно столько же.
Госзакупки – важная часть правительственной антикризисной программы. «[В кризис] рынок частных заказов умер, и компании бросаются на господряды как стая волков», – говорит партнер «Альфа-консалтинга» Александр Иванов. Сократите госзаказ, и предприятиям станет намного хуже. Эксперты Центра макроэкономического анализа подсчитали: сокращение госзаказа на 1% приводит к спаду производства на 0,1–0,9% (в зависимости от отрасли).
Правительство попыталось решить проблему коррупции. С 2006 года госзаказ размещают в том числе на интернет-аукционах. Эта процедура прозрачнее, но к ней прибегали редко – с заказами стоимостью до 1 млн рублей; и к тому чиновников никто жестко к ней не обязывал. Серьезные сделки шли мимо. И вот с 1 июля для федеральных заказчиков снято ограничение по сумме контракта в 1 млн рублей – можно проводить в интернете любой конкурс. Жестких обязательств у чиновников так и не появилось, но все равно придется объяснить ревизору, почему ведомство действует напрямую, а не в онлайне.
Лекарство подействовало, с откатами стало труднее, и чиновники просто перестали тратить деньги из госзаказа.
ДВА СРАВНИТЕЛЬНО ЧЕСТНЫХ СПОСОБА
Директор небольшой мебельной фабрики «МеГас+» Елена Гасова несколько раз пыталась поработать на государство: «Частные заказчики ушли, и мы готовы работать, не получая прибыли, – лишь бы продержаться». Два месяца назад Гасова решила участвовать в конкурсе на поставку шкафов для одной из питерских больниц. Формально все было организовано по закону: больница детально описала параметры заказа, но запросила нереально низкую цену – 3500 рублей за шкаф. А у медицинской спецмебели одни дверцы стоят 7500, объясняет Гасова. Она позвонила в больницу, и ей там, с ее слов, посоветовали зря время не тратить: мебель давно куплена и установлена.
Такое происходит сплошь и рядом, уверяет Максим Шишкин из петербургского отделения «Деловой России». Чиновники идут к «своим» – к фирмам, от которых они получают откаты, или которыми владеют, или, наконец, которым они просто доверяют. В Минобороны размер отката чиновнику доходит до 60%, в Минздраве и Минобрнауки – до 40%, говорит на условиях анонимности один из посредников между ведомствами и бизнесом.
Есть два основных способа отсечь ненужных исполнителей, говорит Шишкин. Первый: договориться с близкой фирмой, чтобы она очень дешево оценила свою работу – так дешево, что даже не хватит, например, на материалы. Та же Елена Гасова приводит пример: в июне она попыталась получить заказ на 15 столов от одного из петербургских университетов. Она попросила 31 000 рублей за стол. Выиграла фирма, предложившая 22 000. Это слишком дешево, и Гасова уверена, что остальные деньги фирма получит другими способами. То есть университет и эта компания заключат еще ряд фиктивных контрактов.
Второй способ – поставить совершенно нереальные условия. Именно этим путем пошла дирекция «Петергофа», уверяет эксперт Шишкин: невозможно за пять дней подготовить фейерверк и несколько представлений для праздника фонтанов. По данным Шишкина, в конкурсе выиграла фирма, которая готовила это представление заранее. Директор музея Елена Кальницкая сообщила Newsweek, что работает с февраля и не считает корректным комментировать решения прежней администрации.
ПО ГОЛЛАНДСКОЙ СИСТЕМЕ
Что же делать? Менять систему выбора исполнителей, уверены в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и Минэкономразвития. Сейчас контракты до 500 000 рублей размещаются через запрос котировок: заказчик выбирает фирму, предложившую наименьшую цену. Заказы свыше 500 000 рублей уходят на конкурсах и аукционах. И с интернет-аукционами связывают большие надежды. К 2011 году объем госзаказа, распределяемого через электронные аукционы, можно довести до 80%, сказал Newsweek Михаил Евраев, отвечающий в ФАС за контроль над размещением госзаказа: «Такого пока нигде в мире нет».
На обычном конкурсе легко дать взятку организатору. Электронные торги анонимные, заказчики и исполнители фигурируют в системе под номерами, не знают друг друга, а значит, не могут договориться. «Действительно, если в аукционе участвуют пять-шесть исполнителей, то шансов договориться у них гораздо меньше. А стоимость работ, из которых выброшен откат, может упасть в полтора раза и даже ниже», – рассказывает Иванов из «Альфа-консалтинга». Разумеется, интернет-аукционы проводят по голландской системе – шаг за шагом снижают цену.
Стать участником таких торгов просто, говорит Николай Андреев, председатель совета директоров «Сбербанка-АСТ», одной из таких интернет-площадок. «У Сбербанка 20 000 отделений по стране. Потенциально все они могут стать центрами аккредитации, через которые предприниматели смогут регистрироваться и получать доступ к торгам», – рассказывает Андреев. Зашел в Сбербанк, зарегистрировался – и вперед. Чтобы отрезать авантюристов, от бизнесмена потребуют обеспечить его заявку деньгами, а тех, кто, выиграв, не выполнит заказ, будут заносить в черный список. У того же «Сбербанка-АСТ» уже много крупных клиентов. Система работает.
Впрочем, сговор между заказчиком и исполнителем на электронном аукционе тоже возможен. Недавно одна столичная строительная компания (она попросила об анонимности, так как все еще пытается получить госзаказ) решила поучаствовать в электронном аукционе на монтаж пожарной сигнализации в одном медучреждении. Аукцион начался с суммы в 750 000 рублей. Цена такой работы минимум 500 000 рублей, из них 240 000 – на оборудование, утверждает директор этой столичной компании. Выиграла фирма, которая опустила цену до 250 000 рублей. Было мало участников, заказчик с исполнителем договорились – и на аукционе «узнали друг друга».
ЧЕМ ДОРОЖЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ
Проблема в том, что у чиновников нет интереса экономить на ведомственных заказах. Пусть будет дорого. Из всего объема госзаказа через аукционы пока прошли только 14 млрд рублей. Николай Андреев из «Сбербанка-АСТ» считает, что в том числе в этом виновата прослойка коррумпированных чиновников и связанных с ними фирм, которые «не хотят допустить честные компании на рынок».
Налицо коллизия. Государство принуждает чиновников проводить не коррупционные конкурсы, а более прозрачные аукционы. Но аукционы чиновникам невыгодны, и они просто перестают размещать заказы. Министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что за полгода 41 ведомство использовало 40% средств, а 37 – только 30% от годового лимита.
Ни в Минфине, ни в ФАС, ни в Минэкономразвития Newsweek так и не смогли сказать, как выполняется госзаказ. А по отчетам Федерального казначейства получается, что на деньги, выделенные из федерального бюджета на госзаказы, за пять месяцев этого года было профинансировано всего 23% запланированных работ – вдвое меньше, чем надо. Игорь Николаев из компании ФБК объясняет, что чем беднее бюджет, тем менее рационально он расходуется: «Логика такая: бюджет сокращается, но чиновники не хотят сокращать размер своих взяток и откатов».
Сейчас государство – единственный источник денег и наиболее платежеспособный заказчик. Оно создает спрос и загружает промышленность. Антикризисный план правительства отдает приоритет госзакупкам техники и инновационным целевым программам. И уже видно, что и с тем и с другим дела обстоят хуже всего. К примеру, из выделенных на закупку автотехники федеральными ведомствами 12,5 млрд рублей за пять месяцев потрачено только 3%. Это значит, к примеру, что Минздрав не закупает скорые помощи, хотя у него есть деньги.
Неистраченная денежная масса проявится в ноябре, считает Ярослав Лисоволик из Deutsche Bank. Николаев из ФБК поясняет: «Осенью надо будет срочно тратить деньги, и [чиновникам] будет легче доказать проверяющим, что у них не осталось времени на проведение тендеров, а значит, надо закупать у единственного поставщика». Выходит так, что с новой антикоррупционной системой распределения госсредств приток денег в экономику резко снизился – и в самое тяжелое время бизнес оказался и вовсе на голодном пайке. Многие не доживут до осени.
ДЕНЬГИ НА ВЫДАНЬЕ
Как в России размещают госзаказы
Конкурс – победителем этих торгов конкурсная комиссия признает того, кто предложил лучшие условия исполнения контракта (цена, качество, сроки, требования к безопасности и иные показатели). Может быть открытым или закрытым (например, если сведения о заказе составляют гостайну).
Аукцион – торги, победителем которых признается компания, предложившая самую низкую цену исполнения контракта. Существует список товаров, работ и услуг, заказ которых осуществляется только через аукцион, а не через конкурс. Также может быть открытым и закрытым.
Аукцион в электронной форме – открытый аукцион, который проводится на онлайн-площадке. Участники торгов анонимны. Заканчивается, когда в течение часа не поступает новых предложений с более низкой ценой. Считается, что эта форма торгов исключает возможность сговора поставщиков с чиновниками.
Запрос котировок – размещение информации о потребности в товарах, работе и услугах на официальном сайте в интернете. Заказчик также может сам направить запрос поставщикам и производителям (если цена контракта не более 500 000 рублей). Котировочная комиссия признает победителем того, кто предложил наиболее низкую цену.
Закупка у единственного поставщика – контракт может быть предложен только одному поставщику, если он относится к сфере деятельности естественных монополий, учреждений ФСИН, предприятий энергоснабжения и ряду других.
Timur
Завешиваем статью из последнего "Ньюсуик". Думаем что проблема близка и для нашего региона.
В первоисточнике – дополнительная информация.
Куртуаз
Лет десять назад попытался поучаствовать в поставках комплектущего оборудования на новостройки.Цену предлагал в 3(три )раза ниже чем поставлялось на стройку,получил популярные рекомендации не говорить вслух , и спокойно уходить. отдав продукцию по цене .которую я назвал,но не потребитею,а поставщику.Такая же ситуация была и с Димитровградом,да еще и расчета ждать -получать ноги сотрешь.Ну а потом мы и вовсе успокоились.Теперь у меня нет проблем.ВЫВОД:система конкретно заточена подполучение и дачу мзды.Вся абсолютно.Вон не помню какой зам министра,ведающий сочинской ПАНАМОЙ.просто отказался где либо ставить свою подпись.ВЕЗДЕ
Шокирующие результаты голосования в Госдуме: 303 депутата «Единой России» продемонстрировали единое безразличие к здоровью больных детей
——————————————————————————–
2009-07-29 20:31
Галина Мурсалиева
«Новая газета»
Есть о всяких тендерах и поставщиках.
Галина Мурсалиева пишет в «Новой газете» о реакции депутатов на ее статью о мальчике, заболевшем остеосаркомой. При оперативных и слаженных действиях врачей в условиях специализированного детского онкоцентра ребенка бы вылечили – но на всех этапах развития болезни, на протяжении двух с половиной лет, всюду и везде было убийственное промедление. Сначала слишком долго уточняли диагноз, потом слишком долго принимали решение о необходимости операции, потом так же долго собирали поставщиков и проводили тендер на закупку эндопротеза, который должен был заменить ребенку части ноги. После операции, когда спустя какое-то время у Вали появились метостазы в легких, снова очень долго – два месяца – решали: делать ли новую операцию или нет. И решив, что болезнь уже не победить, томские медики родителям Валечки этого не сказали. Сказали другое: "Можно сделать высокодозную химию, но у нас такой возможности нет. Ищите, где есть". И родители искали, как могли, бились в кругах ада медицинской бюрократии: где примут, кто спасет малыша, какие нужны бумаги, кому еще позвонить, сколько нужно денег… Трижды уже неизлечимо больного ребенка возили в разные города – за тысячи километров. Всюду делали анализы, тяжелейшие, болезненные… В довершение всего Валя был заражен ВИЧ-инфекцией.
Через несколько дней после нашей публикации, пишет Мурсалиева, 15 июля, на заседании Государственной думы депутат от фракции КПРФ Нина Останина сказала:
"Уважаемые коллеги! …СМИ рассказали об очень короткой истории жизни 10-летнего мальчика из города Северска Томской области. Речь идет о том, что ребенок умер от тяжелого заболевания – остеосаркомы. Но, наверное, не это явилось причиной смерти ребенка, она совершенно в другом. В том, что он родился не в Москве, где расположено 14 из 17 детских онкоцентров, а в далекой Сибири, где нет такого детского онкоцентра… Ежегодно 5 тысяч детей заболевают онкозаболеваниями, но, повторяю, только 3 детских онкоцентра находятся в регионах. Вот эта сверхцентрализация, придуманная Зурабовым, в прямом смысле убивает наших детей и позволяет сделать вывод, что у нас просто больна медицина…" Депутат предложила провести через пленарное заседание Думы протокольное поручение: "Комитету по здравоохранению запросить профильное министерство о том, какие меры предполагаются для строительства региональных онкологических детских медицинских центров и для развития детской онкологии".
Результаты голосования: за – 57 голосов фракции коммунистов, против – 303 голоса "Единой России". И воздержавшиеся нули – "Справедливая Россия", ЛДПР.
Что случилось с партией власти, она что, вся "единой" своей "Россией" против лечения детей?
– Мне сказали, что данные у меня неточные, но я уверена, что это только формальный повод, – объяснила Нина Останина.
Данные действительно неточные. За пределами Москвы – не три специальных онкоцентра, их больше; и не в том дело, что надо в каждом городке создавать онкоцентры, а в том, что те больницы, которые уже существуют, не принимают детей из соседних городов. В Екатеринбурге, к примеру, есть замечательно оборудованный детский онкологический центр, но детям из Челябинска он недоступен, их примет только Москва. В московских же клиниках палаты переполнены, врачи и сотрудники благотворительных фондов сбиваются с ног в поисках квартир для малышей, которым срочно нужна помощь…
Неверные данные можно было бы поправить, можно было бы войти в суть проблемы, поспорить, пригласить специалистов… Но ведь куда проще голосовать против или превратиться в ноль, раз инициатива принадлежит не президенту и не правительству…
17 июля отец Валечки написал в своем ЖЖ: "…Сегодня смотрел, как депутаты Госдумы быстро-быстро доделывали свои дела, хвалились друг перед другом, что они хорошо поработали, по напринимали важных решений и законопроектов… и ушли все дружно на каникулы.
…Результаты голосования, особенно партии власти, говорят о том, как они устали "заботиться" об избирателях, особенно о больных детях в регионах, – и пора на отдых…" В комментариях ему ответили: "… "бодаться" партиями, когда речь идет о больных детках?! Можно ли где-то предъявить такое голосование как обвинение в негуманности?" Я предъявляю…
На прошлой неделе, по данным фонда "Подари жизнь", в московских клиниках умерли 7 детей – все из дальних регионов; причина смерти – промедление в оказании помощи на всех этапах болезни. В Москву детей привезли слишком поздно…
):
По теме:недавно в сурском проводили "конкурс" на аренду системы ЖКХ. Глава района малышев отшил всех и оставил две свои фирмы. Они разыграли между собой и победитель своя фирма. И это было проведено даже несмотря на официальный протест прокуратуры. Малышеву бо барабану прокуратура.Видимо покровители думает, что поддержат
Алхимик
Тимуру. В "Симбирских известиях" сегодня замечательный полемический материал "Грызня в берлоге". Завесьте на первую, пообсуждаем. Заодно убедимся, что Ulpressa не под пятой ЕР. Заранее спасибо!